Библиотека архитектора и урбаниста. «Никола-Ленивец. Рай на земле». Творческий путь арт-парка в двух томах
Увидел свет многолетний труд. Многолетний во всех смыслах, ибо в нем собраны объекты художника Николая Полисского за 25 лет (том 1) и история «Архстояния» (том 2): фестиваль, который «дядя Коля» когда-то запустил рядом с маленькой деревней в Калужской области, в этом году отпраздновал 20-летие и разросся до масштабов сотен гектаров и десятков объектов. А один из курсов школы, созданной при Никола-Ленивце, так и называется: «Как и зачем строить рай на земле?».
В ответах на эти вопросы пытается разобраться главный редактор «Среды для жизни» и журнала «Проект Россия» Юлия Шишалова. За последние 12 лет она не пропустила ни одного «Архстояния», завещала детям развеять ее прах, стоя над Угрой в «Николином ухе», изучила все 900 с лишним страниц вышедшего издания и определенно согласна с тем, что рай — уже построен. При этом невозможно рассказывать о книге, не разбирая сам арт-парк как явление.
Так описывает главные «стройматериалы» арт-парка «Никола-Ленивец» вообще — и «Архстояния» в частности — Юлия Бычкова, генеральный продюсер фестиваля и много чего еще (она же —«Каллипига Калужская» в телеграм-сетях). Однако в 2000 году не было ни самого слова «Архстояние», ни об арт-парке никто еще не думал. Зато появились «Снеговики» — с легкой мысли Николая Полисского, приехавшего в Никола-Ленивец в поисках уединения и вдохновения, и легкой руки (и охоты до легкого заработка) местных мужиков: впоследствии все это переросло в артель «Никола-Ленивецких промыслов». Но тогда опять же про это никто не думал. Одна из легенд российской архитектуры Тотан Кузембаев (в Никола-Ленивце он воздвиг ни много ни мало, а «Мавзолей Мечты») любит рассказывать, как он стал архитектором случайно, потому что не знал, что такое натюрморт (и не решился поступать в художественное училище). А потом вдруг выяснил, что архитектура это и есть сплошной натюрморт (и «Мавзолей мечты» как раз об этом). Так и Николай Полисский: став практикующим ленд-арт художником, он еще пребывал в неведении, что такое ленд-арт.
«Сделав “Сенную башню”, я принес Васе Бычкову ее фотографии, — пишет художник во вступительном эссе. — А к нему пришел Леша Тарханов, который заведовал отделом культуры в “Коммерсанте”. Вася его спрашивает: “Леша, вот что это такое?” Тот отвечает: “Это ленд-арт”. А я и слова-то такого не знал. То есть “Снеговики” прошли без ленд-арта».
Кстати сказать, выражение «из любви и палок» можно отнести не только ко всему ленд-арту Полисского и Ко, но и к самой книге о Никола-Ленивце, собранной редактором-составителем Анатолием Беловым. Оцените факт: пока делался этот двухтомник, начатый в 2016 году архитектурным критиком и исследователем Александром Острогорским, подхвативший его инициативу Белов как-то алхимически отделил любовь от палок, и Юлия Бычкова стала его женой.
«Подвергая критическому осмыслению происходящее в Никола-Ленивце, — делится Толя в своем слове редактора, которое иллюстрирует как раз одна из свадебных фотографий, — я пришел к выводу, что “Архстояние” — своего рода убежище для несистемных людей; для тех, кто не желает принимать навязываемые сверху правила игры, унижаться и пресмыкаться перед начальством; кому важнее жить интересно, а не сыто; создавать, а не стяжать».
Но речь сейчас не о том, как в раю отдельно взятого художника удивительным образом обретают рай и другие (хотя в Никола-Ленивце, перефразируя цитату из фильма «Достучаться до небес», «… только и разговоров, что о рае и закате»), а о том, как просто — и в то же время сложно — устроена сама книга.
В томе Николая Полисского — первой настолько масштабной монографии художника, которую он, вообще говоря, давно заслужил, — последовательно и в хронологическом порядке показываются его творения: как существующие до сих пор (причем не только в России, но и в Европе и Азии), так и благополучно растаявшие (как «Снеговики») или сгоревшие во время многочисленных никола-ленивецких Маслениц. Это только в какой-нибудь Перми ленд-арт Полисского могут варварски снести — а на его «художественной родине» все предают животворящему огню (и разобранные инсталляции других авторов тоже).
Главное — делать это правильно, с сосредоточенным мощным выбросом позитивной энергии: намерение пустить на щепу для розжига самое большое деревянное сооружение в мире — Большое кольцо Су Фудзимото, оставшееся после ЭКСПО в Осаке этого года (а ведь изначально его собирались сохранить!), вероятно, вызвало бы меньше возмущения и негатива общественности, будь это сожжение хоть на йоту таким же ритуальным и зрелищным, каким его умеют делать посреди калужских лесов.
Впрочем, однажды языческая ритуальность обернулась чуть ли не скандалом: остроумный проект «Пламенеющая готика» в образе католического храма для Масленицы 2018 года (слава богу — не 2019-го, когда случился пожар в Нотр-Даме) на всякий случай в книгу не включили (сгорел и сгорел). Зато в том 1 попали совсем новые работы художника — в том числе «Супрематический лес», появившийся в парке «Малевич» под Одинцовым летом 2025 года, а также прочие эксперименты Полисского с цветом, когда древесная лоза получает настолько ярко-кислотный оттенок и выхолощенную текстуру, что похожа на скорее на электропровод (выставка в МАММ у Николая так и называлась — «Электроарт»). «Жечь» можно и электричеством.
У вдвое бОльшего тома 2 (600 страниц против 300) задача была сложнее. Тут не один (хотя и очень плодовитый) Полисский, но легион авторов и объектов — если выставить их рядышком, то протянутся аккурат до горизонта, как те снеговики. Поэтому и том устроен чуть хитрее, несмотря на то, что после вступительных слов — идеологов, кураторов, продюсеров, редакторов, арт-критиков (среди них и сын Полисского Иван, продюсер музыкальной программы и соучредитель Бюро Никола-Ленивец) — история «Архстояния» разворачивается опять же в четком хронологическом порядке. А дальше каждому фестивалю полагается: тема и манифест («вызов — ответ»); воспоминания очевидцев — Юлии Бычковой и куратора Антона Кочуркина; описания, фотографии и некоторые эскизы всех созданных к фестивалю объектов (как материальных, так и нематериальных — скажем, перформансов); репортажные фото с людьми и атмосферные фото непосредственно инсталляций.
«Когда мы думали о том, что такое “Архстояние” и какой образ лучше всего отражает этот феномен, Иван Полисский произнес сакраментальное слово “поток”, — объясняется в слове Издателя. — Выделили четыре составляющих: искусство, карнавал, соучастие и предметная культура, т. е. артефакты, остающиеся по окончании каждого фестиваля, — от каталогов до мерча. Искусство — про красоту и глубину, карнавал — про атмосферу и впечатления, соучастие — про коммуникацию и взаимопомощь, артефакты — осколки памяти, часто нелепые и смешные, но каким-то волшебным образом укрепляющие нас в минуты печали и сомнений. Из этих ингредиентов и состоит наша книга».
Но вся хитрость в том, что даже в рамках столь жесткой структуры контент, как и сам фестиваль с течением времени, от страницы к странице растет и развивается. И вот уже расслоение потока, в котором слились течения явно разных плотностей и состояний, проявляется все очевиднее.
Например, можно отдельно проследить эволюцию фестивально-карнавальной культуры. Оценить, как менялась аудитория от года к году (от междусобойчика авторов и их друзей до главной арт-тусовки страны). Как трансформировалась эстетика перформансов и как они находили продолжение друг в друге и в объектах арт-парка («Смерть мухи» — «Похороны мухи»).
Можно проанализировать метаморфозы тем, а также порожденных ими ответов и смыслов — от вполне конкретных образов «Границы» (2007), «Ноева ковчега» (2008) и «Сарая» (2011) до метафизического «Выхода из леса» (2013), философских «Здесь и сейчас» (2014), «Как жить?» (2016), «Счастье есть?» (2022) и почти интимных парадигм «Личное» (2021), «МЫ» (2024) и «Мое главное» (2025).
Интересно, что Александр Острогорский убежден, будто все ключевые темы «большой архитектуры на языке лесов и полей Никола-Ленивца» прозвучали еще на самом первом фестивале в 2006 году. Название у него отсутствовало, но зато в манифесте уже объяснялось, что как «пять с лишним веков назад Великое стояние на Угре изменило судьбу Руси», так и «“Архстояние” изменит судьбу деревни Никола-Ленивец и Национального парка “Угра” — они превратятся в заповедник новых творческих практик». А среди первых 22 (!) объектов действительно было все — Острогорский насчитал 8 категорий: игры с архитектурными архетипами; обозначение границ пространства и направлений; изучение деревенской жизни; акцент на примитивности технологий; изучение форматов коллективного и индивидуального пребывания в открытом пространстве; ночь, свободная от электрических огней и открытая естественному огню; хтоническое, тайное, страшное, доступ к которому открывается за чертой цивилизации; иронические комментарии по поводу города. И, честно говоря, до сих пор немногие сохранившиеся провозвестники будущих «Архстояний», размах которых был на тот момент невообразим, остаются самыми любимыми: «Николино ухо» Владимира Кузьмина, «Кроватка» с оградкой Александра Бродского, «Сарай» Юрия Григоряна.
Это, к слову, еще два любопытных и многое говорящих слоя: сохранившееся наследие (то, что авторы называют «артефактами»; всего 46) и не сохранившееся — для ориентира в начале книги есть карта с подробным перечнем. Причем несохранившиеся произведения самого первого (в 2006-м) и самого последнего (в 2025-м) фестивалей вынесены отдельно — но память о них продолжает жить в текстах книги.
Вот как описывается, например, инсталляция «Лифт» Дарьи Ивашкиной (для нее, между прочим, в Никола-Ленивец привезли самый настоящий лифт с Щербинского лифтового завода): «Перенос городского опыта в природный контекст — один из устойчивых тропов проектов в рамках “Архстояния”, закрепившийся в лексиконе архитекторов и художников с первых лет фестиваля… Здесь четырехминутная поездка в кабине лифта, установленного на лесной опушке, становилась иммерсивным художественным переживанием. Две кнопки — вверх и вниз — запускали разные аудио-спектакли, сопровождавшиеся определенным набором визуальных эффектов. Участники “поездки”, которые в обычных условиях были бы случайными попутчиками, чьи лица никто не стремится запомнить, превращались здесь в аудиторию спектакля, соседей по воображаемому зрительному залу, объединенных общим эмоциональным опытом». Что это — ирония на тему города или хтоническое за чертой цивилизации? Так или иначе, подобный опыт невозможно проживать за чертой фестиваля — но не всегда причины исчезновения тех или иных объектов столь очевидны.
Особенно интересные закономерности прослеживаются, если соотносить списки сохраненного и несохраненного с событиями и процессами внутри фестиваля.
Получило «Архстояние» в 2009 году первый большой грант — и тут же возникли французские ландшафтники, которые разбили парк «Версаль». Фестиваль наконец «оторвался» от деревни, вышел в открытое поле «Ротондой» Бродского и начал нащупывать свою театральную составляющую.
Пригласили первый раз куратора, Олега Кулика, — и арт-объекты 2010-го года выстроились в цельное художественное высказывание, хотя до наших дней дошел только «Удаленный офис» Александра Константинова.
Попробовали привлечь краудфандинг — и построили «последний высотный объект парка Версаль» — «Ленивый зиккурат» того же Владимира Кузьмина. Правда, зиккурат не так давно разобрали (и сожгли во время Масленицы), а вместо массового сбора средств с большого количества людей организаторы начали предпочитать точечных, но крупных спонсоров.
Решили, что хотят изменить судьбу не только деревни Никола-Ленивец, но и соседних Звизжей, — и провели «Архстояние»-2015 там, переосмыслив местное сельпо и дом культуры и добавив такие важные инфраструктурные объекты, маркирующие въезд в деревню, как Музей сельского труда (арх. Сергей Чобан) и остановка в виде половины цистерны (Алексей Козырь).
Пожалуй, важной вехой оказался и 2016 год: тогда у территории арт-парка появилась новая пешеходная связь — мост через болото (арх. Wowhaus), соединивший «Белые ворота» Николая Полисского у подъездной дороги с целым фрагментом леса, в котором мгновенно протоптались и выстроились новые маршруты, впоследствии щедро освоенные художниками.
Ну, а в 2017-м, можно сказать, у «Архстояния» отросло еще одно перспективное ответвление — арт-дома: архитекторы и художники начали проектировать объекты с кодовым названием ПДЖ («пространства для жизни»), которые впоследствии сдавались в аренду как места для ночлега. И их постепенно формирующееся сообщество из очень ламповых и милых сердцу «Дома с люстрой» бюро «ХВОЯ», «Штаба» с рампой (арт-группа «Алыча») и несравненной заборно-палладианской «Виллы ПО-2» Александра Бродского в 2020 году протуберанцем роскоши неожиданно пронзила стальная труба Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, — настоящий пятизвездочный номер-люкс. «Русское идеальное». С момента его водружения (или правильно сказать установки?) в Никола-Ленивце появился свой вертодром и традиция устраивать вип-превью за день до начала фестиваля. А когда на территории с арт-домами задумали новый «дом-обелиск» бюро KATARSIS, ее всю — негласно назвали «Русским идеальным».
Что до 2025-го, то этим летом среди деревенских просторов воздвигли целый «Белый город» — после того, как юбилейную 30-ю АРХ Москву откурировал Николай Полисский, возглавить 20-е «Архстояние» позвали уже упоминавшегося Василия Бычкова — идеолога АРХ Москвы и, очевидно, важного члена большого никола-ленивецкого семейства. Возглавил — и предложил поговорить о своем главном, урбанизированном. Но даже город в этих местах — это лишь эфемерный образ и мираж. И только когда он развеется — останется действительно главное.
Мы пробежались только по нему и и лишь по самым верхам. И это ведь еще не взяли интервью у всех авторов, кураторов и участников. Не показали их вдохновленных лиц. Не включили детские сезоны фестиваля.
Удивительный парадокс: соприкоснувшись с вселенной «Архстояния», кажется, что невозможно ее описать — хоть в двух томах, хоть в трех. Но при этом — можно описать двумя-тремя словами.
«Рай на земле», «Пространство для жизни», «Русское идеальное» — эти фразы в равной степени характеризуют не только конкретные концепты, но и весь арт-парк Никола-Ленивец, причем во всех его артефактно-карнавально-соучастных ипостасях.
Первую статью об «Архстоянии» я, как сейчас помню, назвала по-летовски — «Русское поле экспериментов» (до сих пор кажется актуальным). И даже имена единичных произведений (но очевидно самых знаковых) — любимые «Николино ухо», «Мавзолей мечты» — звучат для этого места достаточно всеобъемлюще. Звучат так, как могут звучать только здесь — и только про Никола-Ленивец.
Но все же так точно найденное «из любви и палок» Юли Бычковой — нравится мне больше всего.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие Фонду ДОМ.РФ (ИНН 7704370836, ОГРН 1167700063992)(далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• Фамилия
• Имя
• Отчество
• Номер мобильного телефона
• Регион
• Город
• Текущее место работы
• Текущая должность
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях рассмотрения моей кандидатуры на участие в отборе на программу «Городские экспедиции» (далее – Программа), формирования списка кандидатов и участников Программы, организационно-информационного сопровождения моей кандидатуры на всех этапах отбора и проведения Программы, включая информирование о результатах отбора, расписании, организационных вопросах (включая сообщения по электронной почте), документирование результатов прохождения Программы, в том числе формирование и выдачу именных сертификатов участникам, успешно завершившим Программу.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям:
• ПАО ДОМ.РФ (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270), расположенному по адресу: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС КИ ПИ АЙ» (ИНН 7731647759, ОГРН 107746278298), расположенному по адресу: 121614 г. Москва, ул. Осенняя, д. 14, оф. 125;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС» (ИНН 7731374438, ОГРН 1177746650355), расположенному по адресу: 105066, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр.9, помещ. 57/3;
• ООО «Новая земля» (ИНН 6455059009, ОГРН 1136455002122), расположенному по адресу: 420061, Республика Татарстан (Татарстан), г.о. город Казань, г Казань, ул Николая Ершова, д. 1а, этаж 8, помещение. 853;
• ООО «Твига Диджитал Перформанс» (ИНН 7709484805, ОГРН 1167746161263), расположенному по адресу: 115114, город Москва, Дербеневская наб, д. 7 стр. 22, этаж 4 помещ. XIII, ком. 89 .
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.