Семь чудес света: когда города начинают лучиться с...

Семь чудес света: когда города начинают лучиться смыслами

9 сентября 2025

10 сентября на фестивале креатива и маркетинга в недвижимости WOW FEST пройдет дискуссия «Свет, меняющий города». Так что сегодня в рубрике #прямопокурсу — семь чудес света: семь самых разнообразных кейсов от экспертов этой сессии и нашего бесплатного курса «Световой дизайн: проектирование вечернего города». От освещения жилых кварталов и туристических маршрутов — до световых мастер-планов целых агломераций. 


Смысловые коннотации ночи сегодня значительно меньше связаны с реальными и мнимыми угрозами, чем в доиндустриальную эпоху, а ночной город все более интегрируется в социальную жизнь человека. 

Искусственное освещение — главный инструмент, «включающий» здания и пространства в вечерний облик города. В то же время он априори не может быть визуально тождественен дневному свету в связи с абсолютно разными характеристиками искусственных источников и солнца. Современный ночной город, формируемый в первую очередь искусственным светом, начинает рассматриваться как независимая среда, способная как транслировать смыслы, заложенные в архитектурной среде, так и способствовать выражению ценностей, демонстрировать культурные, социальные процессы, эстетические представления общества.

Дарья Чиримисина

Партнер бюро светового дизайна ZenLight, специалист по освещению, выпускница программы Архитекторы.рф, соавтор онлайн-курса про световой дизайн, модератор сессии «Свет, меняющий города»

Таймс-сквер: световая атмосфера как образ целого мегаполиса

Знаменитая площадь Большого Яблока — один из самых ярких примеров того, как свет превращает пространство в глобальный туристический бренд.

© CC BY-NC-SA 2.0
© Terabass, CC BY-SA 3.0
© CC BY-NC-SA 2.0
© Francisco Diez from New Jersey, Creative Commons Attrib 2.0 Generic
© Terabass, CC BY-SA 3.0

Первоначально это был деловой район с театрами и редакциями газет, но во второй половине XX века он стал символом города именно благодаря свету. Гигантские LED-экраны, светящиеся фасады и неоновые вывески формируют здесь особую световую среду, которая работает на разных уровнях.

С одной стороны, это часть городской инфраструктуры: освещение обеспечивает безопасность круглосуточного пешеходного движения. С другой — это визуальная айдентика района, которая настолько уникальна, что сама по себе стала достопримечательностью.

Таймс-сквер — редкий пример, где архитектура и маркетинг буквально слились воедино. Фасады зданий встроены в медийную систему: арендаторы обязаны размещать на них рекламные экраны, а стоимость аренды зависит от яркости и видимости вывески. 

Свет становится не просто дополнением к архитектуре, а ее главным содержанием. В результате пространство превращается в «медиаплощадь», где реклама и световые эффекты создают ощущение постоянного праздника.

Маркетинговый эффект огромен. Туристы приезжают на Таймс-сквер не за покупками и даже не за театрами, а за атмосферой — «ощущением Нью-Йорка», которое сложно воспроизвести где-либо еще. Миллионы фотографий и видео, сделанные здесь, мгновенно распространяются по всему миру, превращаясь в бесплатную рекламу города. Для Нью-Йорка это не просто место скопления билбордов, а мощный инструмент туристической экономики и символ, узнаваемый наравне со Статуей Свободы или Бруклинским мостом.

Алена Миллер

Продюсер пространственных изменений, сооснователь и креативный директор продуктового агентства по развитию территорий и объектов horovod.space

Пример Таймс-сквер показывает, что свет может быть не только технической функцией или декоративным приемом, но и стратегическим ресурсом города. Он способен формировать образ территории, приносить экономический эффект и закреплять город в глобальном культурном воображении.

Московская «Ботаника»: зона «сращивания» зданий как световой арт-объект и символ района

Комплекс BOTANICA, построенный компанией PIONEER в составе транспортно-пересадочного узла «Ботанический сад», обладает исключительной логистической доступностью: в минуте ходьбы расположены станции метро и Московского центрального кольца. Идея связать два здания — апарт-отеля и торгово-офисного центра — эстетически сложным и технологичным сооружением была предложена российским бюро ABD architects.

© фото компании PIONEER

Объект в форме изогнутого параллелограмма на шести опорах расположен над центральной площадью комплекса. Его структуру составляет сетчатый купол из множества шестиугольных алюминиевых ячеек. При этом в конструкцию интегрированы 1080 линейных RGB-светодиодов, а специализированное программное обеспечение позволяет генерировать неограниченное количество сценариев динамической подсветки с полной синхронизацией со звуковым сопровождением.

Для создания ярких акцентов, повышения узнаваемости и формирования уникального образа проекта в многофункциональном комплексе BOTANICA был реализован масштабный светодинамический арт-объект. Эффектным архитектурным решением, объединяющим апарт-отель и торгово-офисный центр, стала установка декоративного купола со встроенными светомузыкальными элементами.

Синтез оригинальной архитектурной формы, светового и музыкального сопровождения сделал конструкцию уникальной. Она разработана и собрана специально для МФК BOTANICA компанией «Несущие системы», которая реализовала проекты для Парка Зарядье, стадиона «Спартак» и других. Дизайнерское освещение выполнено компанией ARUNA, специализирующейся на архитектурно-художественном, садово-парковом и динамическом освещении.

Дмитрий Львов

Менеджер продукта по благоустройству, компания PIONEER

© фото компании PIONEER
© фото компании PIONEER
© фото компании PIONEER
© фото компании PIONEER
© фото компании PIONEER
© фото компании PIONEER

Эксклюзивный арт-объект уже стал новой точкой притяжения и визитной карточкой комплекса. Под переливающимся разноцветными огнями куполом регулярно проводятся публичные мероприятия, а его футуристичный облик служит популярным фоном для фотосессий, добавляя проекту BOTANICA статус не просто коммерческого, но и культурно-общественного пространства.

Жилой комплекс LUCKY: свет как инструмент создания «города в городе»

Жилой квартал Lucky, расположенный на месте бывшего московского лакокрасочного завода (отсюда и игра английского и русского слова в названии) — яркий пример современного подхода к архитектурному освещению, которое одновременно играет функциональную и эстетическую роль. Формируя безопасную среду для прогулок и отдыха, световой дизайн, выполненный командой L1GROUP, поддерживает идею архитекторов бюро «Меганом»: сохранившиеся заводские корпуса складываются в исторический «нижний» город, а вновь построенные жилые башни — в современный «верхний».

© L1 Group
© L1 Group
© L1 Group
© L1 Group
© L1 Group

«Исторический центр» традиционно отвечает за развлечения и досуг. Именно здесь расположены различные магазины, продуктовые маркеты, гастрономические рестораны, кафе, офисные здания, детский сад и фитнес-центр. И поскольку здесь происходит насыщенная общественная жизнь, в нем много фактуры для создания атмосферного вечернего образа: мягким теплым светом подчеркнут объем центральных корпусов, а выразительное освещение заводских труб — отсылка к промышленному наследию квартала.

Периферийные зоны, где расположены жилые здания, напротив, отличаются менее интенсивным и камерным освещением: такое контрастное решение позволяет визуально и психологически разграничить активные деловые и спокойные приватные пространства квартала.

Одно из главных ноу-хау проекта — использование фасадного освещения вместо традиционного уличного. Из-за многочисленных сетей и коммуникаций под зданиями в некоторых местах было невозможно установить в грунт опорные конструкции для наружного освещения. Продумав несколько вариантов, авторы нашли изящное решение: вместо уличных фонарей команда установила на зданиях светильники, которые освещают фасады снизу. 

Деликатный, скользящий по красному кирпичу свет создает ощущение мягкости и уюта. Жители и посетители квартала чувствуют себя комфортно и безопасно, прогуливаясь по территории квартала без единого уличного фонаря. 

© Влад Айнет

Тонкость такого решения кроется в кастомизированных деталях. Например, антибликовые решетки, установленные в светильники, были напечатаны на 3D-принтере, чтобы результат соответствовал задуманной концепции. Сами светильники разработаны командой L1GROUP. Глубокое понимание нюансов устройства и работы светильника позволило найти самое удачное и комфортное решение для проекта.

Одним из запоминающихся элементов Lucky стал световой дизайн заводских труб, расположенных на территории квартала. Округлая форма, монолитность сооружения и кирпичная фактура поверхности вступают в диалог со светом — и объект выглядит особенно привлекательно.

Авторам проекта было важно подчеркнуть уникальность нестандартных объектов, доставшихся Lucky в наследство от бывшего лакокрасочного завода. Такое решение создает эффект «маяка» в городской среде. Каждая труба становится не только источником света, но и элементом общего дизайна пространства, и точкой притяжения горожан.

Иван Федянин

Светодизайнер, партнер группы компаний L1GROUP

Таким образом, искусственный свет в ЖК LUCKY не только определил вечерний облик квартала, но и позволил создать безопасную и привлекательную атмосферу для прогулок, времяпрепровождения с семьей и близкими, общения и отдыха.

Стены Дербента: подсвеченная многовековая история на перекрестке европейской и азиатской культуры

Самому старому городу России повезло: в последние несколько лет здесь происходят масштабные преобразования, обоснованные решениями мастер-плана (он был принят в 2019 году в результате международного конкурса). Развивается инфраструктура, набережные и парки, появляются новые туристические маршруты. При этом город, спускающийся от расположенной на горе крепости-цитадели лентой жилых кварталов к морю, исторически формировался внутри двух крепостных стен — северной и южной. Они-то и образовывали легендарные Каспийские ворота, плата за прохождение которых кормила весь город (но и привлекала все новых желающих им завладеть). Стены ворот и сегодня — главная достопримечательность и ценность Дербента. 

Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»

Приложив героические усилия, чтобы расчистить возле них пространство (и уговорить местных жителей по собственной воле разобрать все наросшие вдоль древнего кирпича и камня самострои), местные власти проложили здесь несколько живописных туристических маршрутов. И осветили их светильниками, интегрированными в мощение: это дало выразительную, но дискретную подсветку.

Ситуацию взялись исправить архитекторы бюро «Практика» вместе со светодизайнерской компанией «Культура света».

Однако оказалось, что простыми расчетными способами (вычислить необходимый объем освещения и «добрать» его нужным количеством приборов) эту задачу не решить. Во-первых, сложный рельеф: места расположения светильников надо очень тщательно подбирать. Во-вторых, поступить стандартным образом — расположить прожекторы на опорах и потом их отрегулировать — тоже не получится: вдоль стен идут основные видовые маршруты, и их нельзя загораживать. В-третьих, встраивать дополнительные светильники в грунт — проблемно с точки зрения эксплуатации. Поэтому стали искать способ, как, скомпоновав нужные прожекторы в группу, их установить и спрятать. И придумали такие подобия домиков хоббитов. Идея в том, что они встраиваются в зеленые «холмики», идущие вдоль троп, то есть полностью скрываются в благоустройстве. 

Авторы уверены, что именно такая деликатная подсветка уместна, когда речь идет об историческом наследии. Они старательно борются с визуальным загрязнением и превращением древнего города в световое шоу.

Денис Чистов © «Практика»

Между тем в Дербенте, как нигде, наглядно прослеживаются два принципиально разных подхода к освещению: условно европейский и азиатский. Первый — как раз сдержанный, акцентирующий внимание на архитектуре и архитектурных деталях. Второй — про атмосферу праздника и аттракциона. Неудивительно, что новая световая среда Дербента начиналась с гирлянд фонариков над пешеходными улицами, светящихся порталов и совсем уж бурлящих потоков медиатехнологий светомузыкального фонтана в парке Низами Гянджеви.

Однако в бюро «Практика» исповедуют европейский подход. Он касается и исторической стены, и сохранившихся прямо под крепостью магалов — уникальной жилой среды из каменных домов и узких улочек.

Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»
Денис Чистов © «Практика»

Работа с застройкой магалов — это про деликатность и плотное общение с жителями. Светильники мы здесь старались размещать на кронштейнах, чтобы еще больше не занимать плотно обустроенное и обжитое пространство. При этом мы столкнулись с огромным количеством стереотипов: например, яркие светильники с большим световым пятном (явно не комфортные для глаза) местные считали более безопасными, чем наши аккуратные решения с такими же характеристиками освещенности. Чтобы убедить их в обратном, приходилось много общаться, объяснять, показывать на примере.

Денис Чистов

Сооснователь бюро «Практика»

В результате трудно проходимая, плохо освещаемая и маргинальная среда магалов стала комфортной для прогулок и новой точкой притяжения туристов. А обитатели магалов живо на это отреагировали, открыв в своих домах крохотные магазины и чайные.

Парк в Гурьевске: свет как способ создания новой достопримечательности

Это общественное пространство в Калининградской области так и называется — Парк Света. Его концепцию придумала команда междисциплинарного архитектурного бюро dot.bureau и проектно-консалтингового агентства Sheredega Consulting.

Денис Кичатов © dot.bureau

Свет здесь играет определяющую роль в организации пространства. В мощеные дорожки вмонтированы разноцветные светящиеся плитки, словно указывающие дорогу. А над головой посетителей в темное время зажигаются белые окружности, напоминающие футуристические облака. Если последовательно проходить под световыми арками, которые как бы «простреливают» лес, можно попасть на набережную реки Гурьевки. Здесь расположена зона отдыха с деревянными лежаками, амфитеатр и поляна со светящимися «камышами», пройдя через которую попадаешь в ганзейскую сказку — к архитектурной доминанте пространства — «маяку», который излучает мягкий лунный свет.

Историческая преемственность отражена в фахверковых элементах парковых сооружений и анималистической тематике арт-объектов. Они напоминают о том, что в этих местах города, ранее носившего название Нойхаузен, в XIX веке располагался зоосад.

Пространство, разграниченное объемными и световыми инсталляциями, организовано таким образом, чтобы избежать скопления людей даже при большом количестве посетителей. Потоки равномерно распределяются по территории, и каждый может найти в Парке Света место, чтобы в равной мере насладиться и активным отдыхом, и созерцанием природы.

Световой мастер-план Кировско-Апатитской агломерации: комплексный подход к комфорту световой среды

Мы уже говорили о том, какую роль играет свет в трансформации пространств северных и арктических городов. Там, где смена дня и ночи происходит совсем в ином ритме, световая среда имеет критическое значение. В этих условиях гораздо острее воспринимаются такие распространенные проблемы, как разница световых температур у приборов, отсутствие четких сценариев освещения, однообразие подсветки, чрезмерная яркость отдельных участков и в целом световое загрязнение (в центральной России оно мешает, к примеру, увидеть звезды, а в Арктике — северное сияние; да и вообще негативно сказывается на экологии и здоровье горожан).

© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ

Именно поэтому в мастер-планы таких поселений включают и комплексные стратегии по устройству освещения. Они работают со всеми вышеперечисленными вопросами на системном уровне.

Так, в 2024 году в ДОМ.РФ разработали мастер-план Кировско-Апатитской агломерации, который включал рекомендации и регламенты освещения. Это позволило создать единый стандарт светового оформления для всего региона.

© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ

Разработанные нами световые регламенты учитывают современные технологии энергосбережения, предполагают стандартизацию цветовой температуры, вводят приоритеты освещения для тех или иных объектов и предусматривают возможность регулировать освещение, чтобы гарантированно не нанести природе вред. Сначала мы тщательно проанализировали местность, потом разделили территорию агломерации по типологиям и предложили сценарии освещения, подобрав конкретные позиции осветительных приборов.

Результатом стали уникальные световые решения, которые привлекут туристов, обезопасят улицы, улучшат условия наблюдения за природными явлениями и сделают проживание во время короткого светового дня и полярной ночи более комфортным.

Илья Чуркин

Главный архитектор ДОМ.PФ

© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ

Внедрение светового мастер-плана — важный шаг к модернизации городской среды, решению существующих проблем и формированию привлекательного городского облика. Хочется верить, что в будущем такие мастер-планы появятся (и будут реализованы) не только в городах Арктики и Дальнего Востока, но и в других районах нашей страны.

Фестиваль медиаискусства НУР: «новая уникальная реальность» в круге света

Особняком среди явлений световой культуры стоят фестивали медиаискусства и света. Как на любых мероприятиях, связанных с творчеством современных художников, здесь все проекты буквально лучатся смыслами, освещая знаковые городские объекты и подсвечивая наиболее актуальные проблемы.

© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360

Однозначно культовая история для нашей страны — это фестиваль НУР в Казани, существующий на стыке света, искусства и музыки. Дело в том, что у Казани глубокие традиции в медиаискусстве: в 1960-х годах студенты конструкторского бюро «Прометей» на базе местного авиационного института начали экспериментировать с лазерами и считаются пионерами видео-арта. Прометей подарил человечеству огонь — СКБ «Прометей» осчастливил его медиатехнологиями.

СКБ «Прометей» разработало первую в СССР и в мире метеозависимую подсветку здания. Для своего времени это была по-настоящему прорывная технология: благодаря датчикам, фиксирующим дождь и ветер, удавалось управлять подсветкой всего сооружения, что создавало уникальные визуальные образы. 

Объектом же революционного освещения выступил казанский цирк — шедевр по проекту архитектора Г.М. Пичуева, инженеров О.И. Берима и Е.Ю. Брудного открылся в 1967 году. Футуристический силуэт цирка знаком каждому, кто был в Казани: его архитектура долго казалась слишком смелой, чтобы вписаться в центр города. Без опорных колонн, с бетонным куполом на перевернутом усеченном конусе — этот проект в начале 1960-х казался невозможным. Чтобы доказать жизнеспособность будущего уникального сооружения, инженеры тестировали макет на единственной в стране ЭВМ.

© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360
© Яндекс 360

В этом году цирк в Казани снова оказался в центре внимания: пока москвичи отходили от истории с борьбой за спасение модернистского цирка на проспекте Вернадского, на очередном фестивале НУР команда Яндекс 360 превратила фасад Казанского цирка в медиаполотно, сделав его живым воплощением цифрового хранилища данных.

Подготовка к созданию инсталляции стала отдельным испытанием для творческой группы. К фестивалю медиаискусства Яндекс 360 и Gorizont Films оцифровали десятки уникальных фотографий: от первых набросков до кропотливой работы инженеров-проектировщиков, от этапа создания макетов — до воплощения цирка в стекле и бетоне. И теперь эта история оживает в новом формате.

«Казанский цирк — это не только архитектурный эксперимент, но и символ безграничной человеческой мысли. Мы хотели, чтобы этот опыт — инженерный, творческий, человеческий — не растворился во времени. Поэтому помогли сделать его цифровым, доступным, живым. Этот проект показывает, как технологии могут оживить историю, сохраняя ее для будущих поколений», — отмечают в команде Яндекс 360.

© Рустам Шагиморданов

«Мы работаем с медиа как с материалом: оно способно не только передавать информацию, но и вызывать эмоции, погружать в память, создавать ощущение сопричастности. Инсталляция на фасаде Казанского цирка — это наш способ показать, что цифровые технологии могут быть не холодными, а чувственными. Это не просто проекция — это опыт взаимодействия с прошлым в новом измерении», — рассказывают в мультимедиа-студии formate.

Таким образом — пусть и всего на три дня фестиваля — Казанский цирк стал «облачным диском»: пространством, где цифровое обретает форму, а память становится архитектурой. Зрители смогли увидеть визуализацию эмоций, услышать эхо забытых мгновений и заново пережить личные и коллективные воспоминания, переосмысленные с помощью современных технологий.

Свершилось очередное чудо света — но точно не последнее.

Мы рекомендуем
Новое «Солнце Норильска». Освещение как инструмент трансформации городского пространства заполярного города
Новое «Солнце Норильска». Освещение как инструмент трансформации городского пространства заполярного города
Мы рекомендуем
Курс «Световой дизайн: проектирование вечернего города»
21 урок
6 часов 42 минуты
Курс «Световой дизайн: проектирование вечернего города»
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей