Путешествие в сторону звезд: турсхемы Большого Кавказа и Русского Севера
Наравне с мастер-планом как стратегического документа пространственного планирования в 2021 году возникло понятие туристического мастер-плана, или туристической схемы. Как именно такая схема создается и в итоге должна работать, «Среда для жизни» разбирается вместе с Яной Найдёновой, Иваном Курячим, Викторией Широкой и Ириной Черновой из «Новой Земли»: эта проектно-аналитическая компания разработала туристические схемы (мастер-планы) для 4 макротерриторий из 12 («Большой Кавказ», «Большая Волга», «Западный Юг» и «Русский Север и Арктика»).
Для наглядности мы решили рассмотреть две наиболее яркие и в определенном смысле полярные территории — на севере и на юге страны.
Макротерритория «Большой Кавказ» объединяет Дагестан, Ингушетию, Чечню, Осетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию и Ставропольский край. Исторически Кавказ всегда был привлекательным местом для туристов: здесь высокие живописные горы, красивые обычаи, богатая культура и аутентичная кухня сочетаются с легендарным гостеприимством и благоприятным климатом. Но сегодня туристские маршруты довольно однотипны, однообразны и затрагивают только «заезженные» локации. При этом вдоль Кавказского хребта сконцентрировано более трех тысяч достопримечательностей. Что же мешает массовому туристу до них добраться? Если кратко — жилье и дороги. Точнее — их отсутствие.
На Кавказе 1542 гостиницы, из них больше половины находятся на курортах КавМинВод, а оставшиеся делят между собой столицы республик. Проблема в том, что те самые три тысячи достопримечательностей сконцентрированы по большей части не в городах, а в горах.
Расположение гостиниц практически не совпадает с расположением точек притяжения, а это значит, что туристы вынуждены селиться на равнине и тратить очень много времени в дороге, чтобы добраться до желаемой локации.
Отсутствие связанных маршрутов между достопримечательностями тоже сильно влияет на турпоток. Вместо того чтобы двигаться от одной точки притяжения к другой по максимально короткому и живописному пути — через горы, — туристам нужно возвращаться на трассу с абсолютно не туристическим трафиком и отсутствием каких-либо видовых характеристик. А это снова лишнее и бессмысленное время в дороге, которое значительно ограничивает туристический опыт.
Важным решением «Новой земли» стало формирование двух крупных маршрутов: автомобильного и пешего, которые сквозным образом свяжут ключевые точки притяжения между собой. «Сейчас передвижение между туристическими достопримечательностями часто похоже на змейку: люди с равнины заезжают в горы, затем возвращаются на равнину и заезжают в горы уже в другом месте. Редко где туристические маршруты идут только внутри горной части Кавказа», — замечает руководитель проекта «Большой Кавказ» Яна Найденова.
«Большая Кавказская дорога» должна решить эту проблему. Автомобильный маршрут протяженностью 1402 км охватывает всю макротерриторию и проходит через живописные перевалы и ущелья, превращая путь в незабываемое путешествие и позволяя избегать основные загруженные транзитные дороги.
«Большая Кавказская дорога» — это самостоятельный туристический продукт, отдельный повод отправиться в путешествие по Кавказу. Сегодня целиком дорогу проехать сложно: не везде есть связки между отрезками, а некоторые участки дороги сможет одолеть только хороший внедорожник. Чтобы маршрут стал удобен для туристов, дорожное покрытие нужно улучшить и довести до четвертой категории, которая позволяет проехать легковому автомобилю. Кроме этого, необходимо оборудовать связь, навигацию и, где нужно, добавить освещение.
Сегодня 794 км дороги отвечают необходимым параметрам, 117 км будут отремонтированы в течение двух лет и еще 491 км требует реконструкции.
Еще одна ключевая идея туристической схемы — создание «Национальной Кавказской тропы». Пеший маршрут длиной 3 300 км соединяет побережья Черного и Каспийского морей и проходит через тысячу точек притяжения, включая исторические поселения и 13 особо охраняемых природных территорий. Ожидается, что каждый год на тропу будут выходить 4,5 млн человек. В отличие от «Большой Кавказской дороги», половину которой без труда можно преодолеть сегодня, тропа еще в начале своего пути: из 3 тысяч км исследовано только 457 км маршрута. При этом запуск проекта предполагает создание 7 тысяч мест в средствах размещения на маршруте и 1 700 новых рабочих мест.
Идея «Национальной Кавказской тропы» не нова. Ранее схожими проектами по обустройству пешеходной тропы на Кавказе занимались «Кавказ.РФ» и АНО «Пешком по Кавказу». Заслуга «Новой земли» в том, что ей удалось объединить существующие наработки, внести свои предложения и синхронизировать работу всех заинтересованных лиц.
Сегодня туристический поток «Большого Кавказа» составляет почти 7 миллионов поездок в год. Ожидается, что к 2030 году количество поездок вырастет вдвое — до 14 миллионов. Чтобы принять такое количество туристов, необходимо увеличить номерной фонд на 77 тысяч номеров — почти втрое больше от сегодняшних показателей. Но мало построить новые гостиницы, важнее — правильно определить место их размещения.
«КавМинВоды — очень хороший пример: там, где бьют минеральные воды, там же и стоят гостиницы и санатории — прямо на этих водах, в красивых ландшафтах. А в других локациях есть разрыв, и точки интереса находятся далеко от существующих мест проживания. Наше главное стратегическое решение в том, что мы концентрируем новые туристические объекты в горах. Чтобы туристы засыпали и просыпались под звездным небом и получали максимальное туристическое впечатление от поездки, — рассказывает Иван Курячий, эксперт по городскому и региональному развитию и сооснователь проектно-консалтинговой компании «Новая земля». — И продолжая эту тему со звездами, места с наибольшей концентрацией достопримечательностей мы объединили в такие образные созвездия. Это наши 13 приоритетных проектов, 13 кластеров».
Приоритетный проект, или кластер, — это группа из примерно 10 разнообразных точек туристического притяжения, которые находятся в автомобильной доступности до 45 минут друг от друга. В качестве примера приведем проект «Сулакский каньон», который объединяет сам каньон, смотровые площадки в Дубках, Чиркейское водохранилище, пещеру Нохъо, форелевое хозяйство, Чирейскую и Миатлинскую ГЭС в единый кластер.
Теперь все эти достопримечательности будут развиваться не по отдельности, а в комплексе — в соответствии с задачами, которые стоят перед проектом. Так, количество поездок сюда увеличится почти в 10 раз к 2030 году — до 69 тысяч в год. Количество рабочих мест вырастет с 65 до 695, а номерной фонд — с 30 до 210 номеров.
Всего таких приоритетных проектов тринадцать: одиннадцать в горных районах и два на равнине. К равнинным относятся проекты «Кавказские Минеральные Воды» и «Прибрежный Дагестан» на юге Каспийского моря. Горные кластеры следующие: «Горный Дагестан» и «Сулакский каньон» в Дагестане, «Ведучи-Шарой» в Чечне, «Горная Ингушетия» в Ингушетии, «Верхний Фиагдон — Даргавс — Кармадон», «Цей — Мамисон» и «Горная Дигория» в Осетии, «Чегем — Безенги — Верхняя Балкария» и «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз — Пхия — Большая Лаба» и «Теберда — Домбай» в Карачаево-Черкессии.
«Кластерный подход удобен тем, что финансирование не размывается по всей территории Северо-Кавказского федерального округа, а сосредотачивается на территориях, которые наиболее важны для туристов. Это оптимальный подход, потому что ресурсов в достаточном количестве на развитие туризма нет нигде, а ограниченные ресурсы всегда лучше концентрировать там, где на них наибольший запрос. Поэтому мы видовые точки, туристические маршруты и исторические объекты приводим в порядок там, куда уже сейчас едут туристы. Мы просто следуем за точками притяжения, и это логично», — отмечает Иван Курячий.
Несмотря на кажущуюся простоту и структурность кластерного подхода, в «Новой Земле» к нему пришли не сразу: «Сначала мы провели поэтапный комплексный анализ. Затем с регионами уточнили списки приоритетных проектов. Изначально мы спорили по этой методике, потому что некоторые актуальные точки притяжения, в которые реально едут туристы, не совпадают с теми, что на бумаге в министерских списках. Но в итоге все сложилось», — вспоминает руководитель проекта «Большой Кавказ» Яна Найденова.
Для того чтобы определить те самые точки притяжения, вокруг которых строится вся туристическая схема, команда «Новой земли» проанализировала данные ключевых туристических агрегаторов и карт (Трипстер, Трипадвизор, Яндекс.Карты) и ранжировала рейтинги, которые пользователи выставляют локациям, по их количеству и звездности. Полученные результаты подкорректировали после консультаций с экспертами из сферы туризма и местными властями. Так были выделены 70 самых знаковых локаций Большого Кавказа и еще 170 мест туристического притяжения второго уровня.
Далее от каждой из этих точек были определены границы 45-минутной транспортной доступности. «Это оптимальное время для комфортного перемещения туристов между достопримечательностями. Мы учитывали скорость движения автомобиля в горах, она гораздо медленнее, чем на равнине — от 10 до 40 км/ч. Таким образом мы связали близлежащие топовые объекты в 13 созвездий-кластеров, в каждом из которых турист сможет провести несколько дней, путешествуя по панорамным маршрутам между местами истории, культуры, природы и активного отдыха», — комментирует Яна Найденова.
Некоторые топовые точки притяжения оказались за границами кластеров: например, бархан Сарыкум в Дагестане, селение Хой в Чечне или урочище Джилы-Су в Кабардино-Балкарии. Эти точки — их получилось одиннадцать — сформировали отдельный список, и для каждой из них предложена программа по развитию.
Аналогичная история произошла и с достопримечательностями, которые находятся в городах. Поэтому Махачкала, Грозный, Магас, Владикавказ, Нальчик, Черкесск и Ставрополь рассматриваются в структуре «Большого Кавказа» как центры городского туризма, и основной упор будет сделан на модернизации аэропортов, вокзалов, инфоцентров.
Кластерная методика, которую «Новая земля» применила при создании туристической схемы «Большой Кавказ» — это уникальная разработка команды. Подход, придуманный и выкристаллизованный в процессе работы над проектом. «Подобную методику мы используем в других наших проектах: туристических схемах “Большая Волга” и “Русский Север и Арктика”», — делится Яна Найденова.
Вместе с изменениями туристических потоков, несомненно, изменится и сам турист. Пожилых путешественников станет больше, как и молодых семейных пар без детей. Благодаря «Большой Кавказской дороге» вырастет доля автопутешественников — на Кавказ чаще начнут ездить туристы из соседних регионов, а не только из Питера и Москвы.
Предпочтения в видах туризма тоже поменяются. Так, из-за развития прибрежной зоны Дагестана вырастет доля пляжного туризма. Существенно возрастет популярность оздоровительного туризма, и появится довольно экзотичное для региона направление — круизы по Каспийскому морю.
Культурно-познавательный туризм хоть и останется лидером, но туристическое предложение сместится в сторону комбинированных поездок, связанных с разноплановыми активностями.
Самые большие изменения коснутся среднего чека на поездку — он вырастет вдвое. Это связано с появлением новых отелей и гостиниц, что позволит привлекать в регион более платежеспособных туристов. Благодаря появлению новых средств размещения, 75 % туристов будут останавливаться в отелях и только 15 % — в съемных квартирах и гостевых домах (сейчас соотношение гостей 45 % и 40 % соответственно). Кроме того, вырастет объем развлечений, сервисов, услуг, что тоже повысит средний чек. «Повышение среднего чека не означает, что отдых станет дороже. Для тех, кто сегодня ездит в регион и отдыхает бюджетно, будут представлены современные туристические предложения. Но также планируется привлечь на Кавказ новую, более требовательную аудиторию, которая до этого избегала поездок из-за недостатка сервиса и качественных мест размещения», — комментирует Иван Курячий.
Туристическая схема «Большой Кавказ» была утверждена резолюцией заместителя Председательства Правительства РФ Д.Н. Чернышенко 5 декабря 2024 года и опубликована на сайте ВЭБ.РФ. Ожидается, что к 2030 году вклад туризма в ВРП вырастет втрое — до 358 млрд рублей, а количество рабочих мест повысится в пять раз: с 30 тысяч до 155 тысяч человек.
Однако разработка туристической схемы — только полдела. Это важный стратегический этап, но нужны активные шаги по ее внедрению. Описанные кластеры, маршруты и точки притяжения — это примерно 1/8 от общего объема всего документа. Оставшаяся часть — дорожные карты со списком адресных мероприятий и стоимостью работ.
«Сейчас на Кавказ активно заходят инвесторы, и важно поддержать их планами развития, решениями по транспортной инфраструктуре, — говорит Иван Курячий. — Также было необходимо, чтобы и регионы увидели себя в этой стратегии. Они особо отмечали важность развития горной части Кавказа. Ведь эти вложения в туризм влияют не только на рост локальной экономики, но и формируют современную инфраструктуру, которой будут пользоваться сами местные жители. Это эффективное развитие, которое критически важно в условиях ограниченных бюджетов — для этого и нужна туристическая схема».
Туристическая макротерритория «Русский Север и Арктика» объединяет четыре региона: Карелию, Мурманскую, Вологодскую и Архангельскую области. Богатая история, многочисленные памятники деревянного зодчества, гастрономические специалитеты, самобытный говор, уникальная природа — все это делает макротерриторию привлекательной для туристов. По данным соцопросов, Русский Север и Арктика — одно из путешествий мечты для россиян наряду с Алтаем, Байкалом и Дальним Востоком. Но сегодня это направление ассоциируется с чем-то сложным и трудно достижимым.
Суровый климат, слабая освоенность, большие расстояния и, как следствие, разорванность транспортных связей — основные проблемы макротерритории и главные сдерживающие факторы для туристов.
«Русский Север и Арктика» — огромная территория, которая занимает 800 тысяч квадратных километров. Зона освоена очень слабо: плотность населения составляет 4,2 человека на квадратный километр, что в два раза ниже средней плотности по стране (а в некоторых районах плотность населения достигает всего 1,2 человека на квадратный километр). При этом регион очень урбанизированный: 89 % населения живут в городах, что делает их весьма доступными через авиа- и ЖД-сообщение из центральных регионов страны. Однако если добраться из Петербурга в Мурманск или из Москвы в Архангельск труда не составит, то перемещения от столиц макротерритории к более мелким населенным пунктам и между ними — это уже задачка со звездочкой.
Дело в том, что эти два вертикальных транспортных направления с юга на север, Санкт-Петербург — Мурманск и Москва — Архангельск, сформировались здесь исторически, в ходе освоения и заселения земель. И фактически поделили всю макротерриторию на два сегмента, связи между которыми развиты очень слабо.
«Сегодня ограниченные возможности передвигаться по макротеритории с запада на восток препятствуют созданию связанных туристических маршрутов между важнейшими аттракторами регионов, а также снижают разнообразие достопримечательностей, которые можно увидеть за одно путешествие на север», — рассказывает Виктория Широкая, руководитель проекта.
Свою специфику накладывает и сложившаяся система расселения. Макротерритория — это переходная зона между густонаселенной центральной Россией и разреженными малонаселенными территориями Севера. Концентрация точек притяжения, в свою очередь, прямо повторяет неоднородную схему расселения людей. Поэтому путешествия туристов ограничены столицами и парой популярных локаций, тогда как 63 % потенциальных точек притяжения расположены вне ключевых городов — и, соответственно, вне существующих туристических маршрутов.
Чтобы повысить связанность и вариативность туристических поездок, специалисты «Новой земли» предложили сформировать новый туристический каркас макротерритории. Его основой стали межрегиональные коридоры — новые направления, которые задают основу формирования единой и связанной маршрутной сети за счет укрепления широтных и межрегиональных связей.
Турсхема «Русский Север и Арктика» предполагает создание четырех коридоров.
Так, коридор «Путь поморов» проходит по самой слабой широтной связи — вдоль Белого моря. Это практически кольцевое направление: нетронутые ландшафты, поморская культура, деревни, маяки и морской туризм. «Озерный край» поддерживает связку сразу между тремя регионами и тремя приоритетными проектами, расположенными недалеко друг от друга (100-200 км). Его особенностями являются лесной пояс Фенноскандии, финно-угорская культура и петроглифы. «Кольское побережье» объединят уже популярные сегодня локации с частично новым направлением Никель — Заполярный — Рыбачий. Он объединяет арктическую природу, Северный морской путь, историю промышленного освоения. А коридор «Путь на Север» проходит вдоль Сухоны и Северной Двины, связывая Архангельскую и Вологодскую области через формирование единой зоны туризма «Котлас — Сольвычегодск — Великий Устюг».
«Коридор — это не тематический маршрут, по которому можно проехать из точки А в точку Б. Это основа для развития горизонтальных межрегиональных связей и формирования локальных центров. Кроме того, коридоры помогают определить приоритетные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры», — уточняет Ирина Чернова, аналитик проекта. Мероприятия, кстати, акцентно-точечные и наиболее эффективные: где-то скорректировать расписание общественного транспорта, где-то увеличить пропускную способность вокзала, где-то организовать альтернативный способ передвижения.
Если раньше все путешествия так или иначе начинались и заканчивались в региональных столицах и крупных городах, то теперь в туристический каркас добавляются локальные центры. Это одновременно и места размещения туристов, и промежуточные хабы, и стартовые точки к удаленным зонам. Все это не только сократит время в дороге, но и позволит туристам свободнее перемещаться внутри коридоров и глубже погружаться в местный контекст.
Путешественники смогут задержаться, остановиться там, где им интересно — в непосредственной близости от точек притяжения. Кроме того, локальные центры позволяют усилить значимость малых городов, раскрывают их потенциал и активнее вовлекают жителей в туристическую деятельность.
В качестве примера можно привести Медвежьегорск, из которого удобно посещать и популярные достопримечательности вокруг Петрозаводска, и удаленные локации Западной Карелии. Еще один пример — Умба в центре Терского берега: отсюда можно спланировать и однодневные поездки по всему побережью, и продолжительные экспедиции вглубь Кольского полуострова без предшествующей многочасовой дороги из Апатитов или Кандалакши.
Также в турсхему заложили семь приоритетных проектов. Это инвестиционные лоты — земельные участки под развитие туристической инфраструктуры, прежде всего, под строительство гостиниц. В турсхеме «Русский Север и Арктика» приоритетные проекты являются одновременно и локальными центрами для туристических коридоров.
Сегодня «Русский Север и Арктика» — это зона, в которой практически нет места самостоятельным путешествиям. До значительной части точек притяжения можно добраться только в составе организованных групп и на специализированном транспорте. При этом локации, доступные для самостоятельных туристов, оказываются перегруженными и теряют привлекательность. «Овертуризм — одна из причин, по которой мы сформировали коридоры. Они помогают создавать альтернативные точки притяжения, которые потенциально разгрузят те, которые сегодня сильно страдают от рекреационной нагрузки», — говорит Виктория Широкая.
При этом особенности макротерритории сами по себе задают тренд на самостоятельные путешествия. Низкая заселенность и освоенность регионов формирует уникальное туристическое предложение — возможность уединенного отдыха.
«Русский Север и Арктика» — территория немассового туризма, и несмотря на то, что к 2030 году количество поездок увеличится с 4,5 млн до 7,4 млн, рост туристического потока оценивается как умеренный.
Продвижение самостоятельного туризма также продиктовано необходимостью соблюсти баланс между развитием отрасли и сохранением уникальной природы и этнокультурной идентичности регионов. Поэтому туристическая схема предлагает диверсифицировать и перераспределить туристический поток, обеспечивая его устойчивый рост.
Внедрение новых сценариев отдыха и создание современной инфраструктуры сопровождения является ключевым условием развития существующих и новых локаций. Так, в регионах будут созданы условия для повышения комфорта и доступности походного туризма, развития хайкинга и геотуризма, собирательства и фотоохоты, появятся новые развлечения типа сноукайтинга и круизного яхтинга, этнокультурный, промышленный и гастротуризм выйдут на новые масштабы. Под новые сценарии будет создаваться типовая инфраструктура, где функциональные решения и решения по внешнему облику учитывают особенности территории и потребности современных туристов.
Текущий номерной фонд макротерритории составляет 28,3 тысячи номеров, что позволяет принимать 2,8 млн туристов. К 2030 году необходимо построить еще 16,2 тысячи номеров для 2 млн туристов. Причем наращивать нужно качественный номерной фонд среднего ценового сегмента в комбинации с созданием уединенных объектов с высоким уровнем сервиса.
Турист 2030 года будет сильно отличаться от туриста сегодняшнего. Так, средний чек туриста в сутки увеличится более чем в два раза, и путешественники будут на три дня дольше задерживаться на макротерритории.
Основной аудиторией «Русского Севера и Арктики» станут молодые пары без детей с высоким доходом (33 % против нынешних 9 %). Такой качественный скачок будет связан с появлением более комфортного жилья, улучшением транспортной доступности и созданием новых туристических направлений отдыха.
«Несмотря на особенности климата, расселения и расстояний, к 2030 году макротерритория станет комфортным и доступным направлением для путешествий. Эти особенности, которые сегодня являются препятствиями, мы превратили в уникальный опыт путешествия — то, зачем стоит отправиться на Север и в Арктику», — говорит Виктория Широкая.
Реализация мероприятий турсхемы сформирует единое туристическое направление. Однако повысится не только туристическая привлекательность северных территорий.
Сформировав комфортную среду для отдыха, турсхема обеспечит инвестиции в развитие регионов, что должно изменить в лучшую сторону и жизнь местного населения. Так, к 2030 году количество рабочих мест вырастет с 84 тысяч до 127 тысяч, а вклад туризма в ВРП увеличится на 52 % — до 140 млрд рублей. При этом стратегия предполагает устойчивый подход, направленный в первую очередь на сохранение главных ресурсов — природы и культуры.
Туристические схемы (мастер-планы) проектно-аналитическая компания «Новая Земля» разработала совместно с коллегами из ООО «ПроГород» (входит в Группу ВЭБ).
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие Фонду ДОМ.РФ (ИНН 7704370836, ОГРН 1167700063992)(далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• Фамилия
• Имя
• Отчество
• Номер мобильного телефона
• Регион
• Город
• Текущее место работы
• Текущая должность
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях рассмотрения моей кандидатуры на участие в отборе на программу «Городские экспедиции» (далее – Программа), формирования списка кандидатов и участников Программы, организационно-информационного сопровождения моей кандидатуры на всех этапах отбора и проведения Программы, включая информирование о результатах отбора, расписании, организационных вопросах (включая сообщения по электронной почте), документирование результатов прохождения Программы, в том числе формирование и выдачу именных сертификатов участникам, успешно завершившим Программу.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям:
• ПАО ДОМ.РФ (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270), расположенному по адресу: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС КИ ПИ АЙ» (ИНН 7731647759, ОГРН 107746278298), расположенному по адресу: 121614 г. Москва, ул. Осенняя, д. 14, оф. 125;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС» (ИНН 7731374438, ОГРН 1177746650355), расположенному по адресу: 105066, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр.9, помещ. 57/3;
• ООО «Новая земля» (ИНН 6455059009, ОГРН 1136455002122), расположенному по адресу: 420061, Республика Татарстан (Татарстан), г.о. город Казань, г Казань, ул Николая Ершова, д. 1а, этаж 8, помещение. 853;
• ООО «Твига Диджитал Перформанс» (ИНН 7709484805, ОГРН 1167746161263), расположенному по адресу: 115114, город Москва, Дербеневская наб, д. 7 стр. 22, этаж 4 помещ. XIII, ком. 89 .
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.