Новое «Солнце Норильска». Освещение как инструмент...

Новое «Солнце Норильска». Освещение как инструмент трансформации городского пространства заполярного города

7 марта 2025

Один из последних курсов платформы Архитекторы.рф посвящен роли светодизайна в формировании городской среды и помогает разобраться в создании световых проектов для зданий, общественных пространств и целых городов. Но нигде световая городская среда не имеет такого критически важного значения, как за Полярным кругом. Именно поэтому бюро светодизайна «Культура света» привлек Норильск — и на его примере в рубрике «Прямо по курсу» мы рассказываем, как работать с освещением в городе, где месяцами не восходит солнце.  

© «Культура света»

«Город сенсорного голода»

Весной 2022 года сотрудники бюро провели серию глубинных интервью и онлайн-анкетирование жителей, чтобы понять, как они воспринимают существующую городскую среду, как специфические световые условия влияют на образ жизни норильчан, помогает ли городское освещение навигации в трудных погодных условиях и является ли оно комфортным. Гипотеза заключалась в том, что жизнь за Полярным кругом, когда человек длительное время находится в условиях полярной ночи, полярного дня и сумеречного периода, а также специфическая природная среда становятся важным фактором, определяющим качество жизни в городе. И исследование подтвердило, что однотонный свет, неизменный в течение суток, в сочетании с суровым климатом влияет на ощущение времени, приводя к потере ориентации в пространстве и в суточных циклах и оказывая негативное влияние на психическое и физическое состояние жителей.

С другой стороны, городское освещение местами отсутствует, местами опасно пульсирует и в целом плохо помогает ситуации.

«Изучив ответы респондентов, мы выяснили, что основным препятствием для комфортной среды становится ее монотонность, что отражают как природные, так и городские условия. Однотонный свет, неизменный в течение всего дня и ночи, в сочетании с суровым климатом, влияет на ощущение времени у жителей, приводя к потере ориентации в пространстве и в суточных циклах.

Все это в совокупности — тяжелые климатические условия, монотонность и однообразие городской среды, вахтовый ритм жизни города – оказывает негативное влияние на образ жизни людей, их психологическое состояние и здоровье.

Кроме того, существующее городское освещение не помогает ориентироваться на улицах в плохих погодных условиях. Наши респонденты отмечали, что холодный свет на улицах сливается со снегопадом, или «черной пургой», и ориентироваться в сложных погодных условиях невероятно тяжело.

Практически все наши собеседники говорили, что городской свет должен быть теплым, чтобы помочь жителям ориентироваться в сложных погодных условиях и делать при этом среду уютнее».

Юлия Жаркова

генеральный директор бюро светодизайна «Культура света», эксперт курса «Световой дизайн: проектирование вечернего города»

© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»

Ярко выраженные ориентиры

Одним из ключевых выходов из данной ситуации является работа со световой динамикой городского освещения в течении суток и в зависимости от времени года. Помимо выбора цветовой температуры светильников, необходимо просчитывать уровни освещенности для разных условий и особенно внимательно — для зимы, моделируя условия метели и заснеженного города, когда свет отражается практически от всех поверхностей. А также предлагать сценарии работы осветительных городских установок для разных погодных условий. В этом случае освещение может стать своеобразным временнЫм ориентиром, гибким и адаптивным инструментом по преобразованию городской среды.

Так, в концепции освещения территории набережной озера Долгое в Норильске (совместно с бюро Wowhaus — авторами проекта благоустройства), «Культура света» предложила сценарии освещения, которые не только обеспечат функциональность, но и придадут городской среде новый смысл и разнообразие. В концепции была проработана навигация (за счет использования световых маяков на опорах функционального освещения плюс подбор визуально заметной на фоне пурги теплой цветовой температуры), а также акцентное выделение светом теплых укрытий вдоль набережных.

Не стоит забывать, что свет способен создать и правильную для человеческого глаза визуальную плановость городской среды. Из-за того, что люди большую часть времени года находятся в закрытых помещениях, у некоторых из них начинает формироваться проблема с восприятием: человеку становится трудно определить «на глаз» расстояние до предмета. Иерархия освещения архитектурных ансамблей, выделение доминант, которые видно издалека, способны создать зрительные точки притяжения — жителям будет интересно смотреть вдаль.

Новое «Солнце Норильска»

Еще один проект, в основу которого легло исследование «Культуры света», — концепция архитектурного освещения фасадов Музея Норильска и прилегающего к нему сквера — главного места притяжения норильчан на Ленинском проспекте. Свет в этом проекте работает прежде всего со временем.

© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»
Цветовая температура освещения сквера меняется в течении дня вместе с естественными биоритмами человека: с утра он холодный белый, а вечером — очень теплый (2500K), оставаясь таким и ночью и постепенно снова «холодея» к утру. Так освещение создает естественную динамику, которой так не хватает людям в полярную ночь.

Цветовая температура освещения сквера меняется в течении дня вместе с естественными биоритмами человека: с утра он холодный белый, а вечером — очень теплый (2500K), оставаясь таким и ночью и постепенно снова «холодея» к утру. Так освещение создает естественную динамику, которой так не хватает людям в полярную ночь.

Иногда около сквера вспыхивает сине-зеленый свет — значит, метеослужбы зафиксировали неподалеку северное сияние. Это сигнал людям: посмотрите наверх, сияние где-то рядом!

Но главным акцентом Ленинского проспекта в течение всего года становится полукруглое окно музея. В полярную ночь и сумерки оно работает как природное солнце, повторяя динамику невидимого светила. При этом переход оттенков света очень плавный, максимально приближенный к естественному. Это своеобразные городские «солнечные часы», сверяться с которыми или назначать место встречи у которых превратилось в новую городскую традицию.

Дополняет свет от часов приглашающий свет на ступенях музея. А в освещении сквера есть и еще один любопытный эффект: диммирование нескольких прожекторов заставляет тени от кустов и деревьев перемещаться, как если бы солнце, двигаясь по небу, падало на них под разным углом.

Осенью свет в сквере также меняется в течение суток — от нейтрального белого утром до теплого вечером, когда декоративные светильники за счет цвета (оранжевого и красновато-оранжевого) подчеркивают оттенок листвы деревьев и создают ощущение уюта.

В полярный же день необходимо дать людям насладиться настоящими солнечными лучами — искусственное освещение в сквере отключается. Но в качестве постоянного элемента световой среды улицы — в любое время года — остается арочное окно — новое «Солнце Норильска».

© «Культура света»
© «Культура света»
© «Культура света»
Мы рекомендуем
Курс «Световой дизайн: проектирование вечернего города»
21 урок
6 часов 42 минуты
Курс «Световой дизайн: проектирование вечернего города»
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей