Личный взгляд. Новейшая история мастер-планирования. Часть 2
История активного мастер-планирования в России насчитывает чуть более 5 лет. За это время новый термин прочно закрепился в городском планировании, но все еще находится в поиске своего содержания и места в законодательстве. И сегодня все, кто связан с развитием городов, ждут принятия законопроекта, который должен расставить все точки над i.
По заказу «Среды для жизни» урбанист Александр Антонов рассматривает насыщенную событиями историю мастер-планирования последних трех лет, разбирая события и анализируя тренды.
Три года назад вышел юбилейный сотый номер журнала «Проект Россия», целиком посвященный мастер-планам. Там были и взгляды специалистов, и разбор кейсов. Я отметился в номере большой статьей, где постарался раскрыть историю мастер-планирования, а также предложил классификацию завершенных на тот момент мастер-планов:
И констатировал, что мы потихоньку дрейфуем от первого типа ко второму, не особо пытаясь работать в третьей концепции рамки развития.
Оглядываясь назад, сегодня я бы добавил еще один тип – мастер-план как пиар-проект. Именно такие документы оказались самыми удачными и в наибольшей степени повлияли на города.
Например, мастер-план в Дербенте или Череповце – это прежде всего удачная и своевременная пиар-акция. Но тему успехов и провалов мастер-планов оставим для другой статьи.
Три года – малый срок, но вместил несколько концептуальных поворотов в подходе к разработке нового для нас документа. Ниже – попытка посмотреть на тенденции и изменения в развитии мастер-планирования за этот период и подвести промежуточные итоги.
2022 год был ознаменован дружной работой всех наличных сил урбанистов, стратегов и градостроителей над мастер-планами городов Сибири и Дальнего Востока. В итоге они были разработаны для 21 города. В процессе оформилась мегазадача и суть мастер-планирования (на тот момент) – это обоснование получения федерального финансирования. Сложилась такая схема: разработали мастер-план, показали Президенту – хотя бы в виде 5-минутного ролика, — получили обещание о выделении средств на развитие, зафиксировали обещание в виде поручения или распоряжения Правительства — и можно спокойно ждать денег.
Итогом этой большой работы стали два распоряжения Правительства РФ: от 31.07.2023 № 2058-р и от 29.12.2023 № 4073-р. Они утвердили 5 из 16 долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городов и агломераций ДФО. В прессе и общественном сознании это зафиксировалось как «утверждение мастер-планов». По уточненным данным, распоряжения содержали мероприятия на 4,3 триллиона рублей, из которых 2,1 трлн рублей приходилось на федеральное финансирование. Позднее оказалось, что все мероприятия (или 90 %) на 1,9 трлн рублей оказались деньгами не обеспечены.
Забегая вперед, скажу, что федеральная власть довольно быстро поняла пагубность излишних обещаний и предложила в дальнейшем не рассматривать мастер-план как способ попросить денег из казны. Этот месседж не до всех пока что дошел.
2023 год оказался наиболее насыщен событиями. В течение года реализуется еще один госпроект — разработка Арктических мастер-планов. Локаций немного больше, сами объекты – города и поселки – в основном существенно меньше. Но главное: объемы финансирования заметно ниже. А с учетом отдаленности и труднодоступности российской Арктики для многих урбанистов эта эпопея оказалась скорее интересным приключением, чем заработком.
Буквально на днях вышло распоряжение Правительства РФ от 27.10.2025 № 3014-р, «утверждающее» 15 Арктических мастер-планов по аналогии с Дальневосточными. В списке мероприятий появилась новация – в дополнение к организационным и инфраструктурным мероприятиям утверждены инвестиционные проекты.
Тем временем мастер-планирование окончательно оформляется как политический проект и выходит на губернаторский уровень. Некоторые губернаторы даже рассматривают мастер-планы как элемент предвыборной кампании.
Летом 2023 года проходит, казалось бы, последний крупный конкурс на мастер-план Грозного, который фиксирует закат как конкурсного, так и архитектурно-строительного подходов к мастер-планированию. Осенью в ограниченном доступе появляется «Национальный стандарт мастер-планов»— 3 книги, подготовленные КБ «Стрелка» по заказу ВЭБ. РФ. На сайте Минстроя они будут официально опубликованы только в начале 2024 года.
На рубеже 23-24 годов выходят два важнейших поручения Путина: Пр-2217, п.2 (7.11.2023) — обеспечить интеграцию мастер-планов развития городов в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности, — и Пр-616, п.21 (30.03.2024) — определить перечень, включающий в себя не менее 200 крупных и малых городов, городских агломераций, обеспечив разработку, утверждение и реализацию мастер-планов.
Урбанисты уходят затачивать свои рапидографы в ожидании большого и доходного «сплошняка» — выпускники МАРХИ меня поймут. В этом состоянии они находятся до сих пор.
А пока Поручения опубликованы, но не исполнены, работа по мастер-планированию не останавливается — просто она не особо на виду. В 2024-2025 годах сделаны или еще делаются десятки мастер-планов — в основном небольших городов. Подход – традиционный: все малые города рассчитывают, что у них случатся миграционный прирост, расцвет туризма и креативной экономики.
Города крупные, с устойчивой экономикой мастер-планы пока не заказывают. Вероятно, ждут «интеграцию в законодательство» — чтобы не переделывать. Исключение – Казань, которая завершила мастер-план агломерации в середине прошлого года с использованием весьма редкой методологии, рожденной в недрах института Генплана Москвы. В публичном доступе есть небольшая презентация, а целиком документ, скорее всего, не будет опубликован.
Отдельные регионы своими силами в той или иной степени занимаются «ковровым» мастер-планированием. В том же Татарстане после Казанской агломерации сделали Иннополис и Стерлитамакскую агломерацию и не планируют на этом останавливаться. В Якутии мастер-планы подготовлены для половины районных центров и городов.
Проводятся многочисленные конференции и совещания, но, по большому счету, событий на ниве мастер-планирования в 2025 году ощутимо меньше. Все ждут: когда же, когда законодатель внесет ясность. Запущено несколько совершенно разных образовательных курсов по мастер-планированию, но и там очереди из чиновников не наблюдается. Вероятно – по той же причине.
За три года мастер-планы обросли изрядным количеством мифов и предрассудков.
Вроде бы документ фиксирует общественное согласие, но оказывается скрыт от глаз этой самой общественности.
Мастер-план «более понятен», чем «профессиональный» генеральный план, но его не замечают юристы и городские активисты. Хотя они как раз прекрасно сумели разобраться с генпланами, чтобы говорить с властью на одном языке.
Инструмент комплексный, учитывает экономику, мнение граждан, бюджет и даже комфортную среду. Но на реальное развитие города оказывает лишь гомеопатическое действие — да и то не всегда.
Три распоряжения Правительства по Дальневосточным и Арктическим мастер-планам вроде бы зафиксировали схему их реализации через относительно новый нормативно-правовой акт (НПА) — долгосрочный план комплексного социально-экономического развития. Однако в перечень утверждаемых мероприятий попадает от силы 15-25 % содержательных решений мастер-плана. Как быть с реализацией остальных идей?
Подход, предполагающий федеральное развитие отдельных городов, не может быть распространен на всю страну. Возможно, Правительство в нынешних реалиях возьмет на себя ответственность (и финансирование) еще нескольких геостратегических населенных пунктов — но не более того.
Из безусловно положительного – в городское планирование вернулась экономика и ее удается совмещать с пространственным планированием. Этого не происходило при обычном отраслевом подходе, который сложился еще в СССР. Правда это почти всегда – экономика роста и создание рабочих мест, что далеко не везде сегодня актуально.
Наконец-то сформировалась структура работы: анализ – концепция — мастер-план с проектами. Теперь в конце работы появляется полноценный итоговый том, содержащий основные элементы предыдущих отчетов, а не просто отчет по N-ному этапу календарного плана.
Вероятно, главное достижение интенсивного мастер-планирования – все субъекты, причастные к планированию и внедрению, перестали делать это механистически. Это касается и чиновников, и разработчиков, и прочих причастных. Процесс подготовки сложного документа запускает многочисленные дополнительные связи и взаимодействия вдобавок к тем, что установлены административным регламентом.
Мастер-планирование фактически стало интенсивным образовательным курсом для городских управленцев.
Однако, чтобы запустить процесс, любому субъекту нужны финансы, время, стимул, приказы/постановления и так далее. И тут мы переходим к не очень положительным аспектам или, как нынче принято говорить, — вызовам мастер-планирования.
Мастер-план неожиданно перестал быть публичным. Конечно, мы собираем социологию, проводим несколько стратегических сессий, но итоговый результат почему-то перестали показывать горожанам.
Это началось еще с Дальневосточных мастер-планов. До сих пор вы не получите доступ к документам по Красноярску, Петропавловску-Камчатскому или Владивостоку. Только ДОМ.РФ упорно продолжает публиковать все материалы, разработанные его командой или по его заказу.За что ему огромное спасибо. Остальные мастер-планы — под замком или в виде куцых презентаций.
Многие мастер-планы делаются по стандартному техническому заданию (чаще всего — по написанному для дальневосточного проекта), и это самое ужасное, что можно себе представить. ТЗ не адаптируется к конкретному городу, поэтому исполнитель вынужден ковыряться в вещах, для этого города несущественных. В то же время он не отрабатывает важные, ключевые моменты – а они для каждого города свои.
Мастер-планы боятся инноваций — они ведь теперь должны быть реализуемыми и прагматичными. А инновации невозможно согласовать с муниципалитетом. Речь, к примеру, о внедрении проектов ЖСК вместо КРТ или о переходе на автономное энерго- и водоснабжение. Это же так сложно! И требует огромной организационной работы. Так что лучше не брать на себя таких обязательств.
Мастер-план часто замыкается в административных границах города, взяв самое плохое от генерального плана, который делается для муниципального образования, находящегося как будто в безвоздушном пространстве: без соседей, внешних связей и зон влияния. Таким образом упускаются особенности физического пространства.
Интересно, что рано или поздно в процессе работы исполнитель выходит на необходимость работы с соседними поселками или муниципалитетами, но в ТЗ соседей нет. Тут мы возвращаемся к проблеме недоработки ТЗ на предпроектной стадии.
Удивительный парадокс современного мастер-планирования – результатом всегда является бумага! Альбом, книжка, презентации. Но не набор цифровых карт или система поддержки планирования. Конечно, вы неоднократно слышали про цифровой мастер-план, но на поверку это просто красивые слова либо производственный инструмент отдельной компании. Современный мастер-план, сделанный за большие деньги, – это набор PDF-файлов и не более.
Еще пара спорных и субъективных соображений, основанных на собственном опыте участия в проектах.
Города – в лице властей – пока еще слабо заинтересованы во внедрении нового неофициального инструментария планирования. Они не выступают в качестве заказчика и, тем более, не финансируют работу, не уделяют внимание подготовке задания. Спасибо, что предоставляют довольно полные данные. Мастер-планы делаются командами исполнителей прежде всего для себя. Это, впрочем, неплохо: когда (и если) инструмент сформируется, будет кому его с умением применить.
Инструмент за последние годы как будто сточился. Он стал не таким универсальным, как казался ранее. Хотя если посмотреть на состав мастер-планов, то они вроде бы и про экономику, и про стратегию, и про пространственные решения, и про социо-культурную политику, и – тем более – про то, кто, когда и сколько за это заплатит. С точностью до года и каждого миллиона.
При этом собственно стратегический взгляд – то, с чего начиналась история – потух и замылился. Он как будто затерялся за длинными таблицами проектов и мероприятий.
Пять лет назад во главе угла стояла не очень осязаемая, немного фантастичная, концептуальная и как правило зажигательная история. Сегодня маятник качнулся в другую сторону. Мастер-план очень конкретен и приземлен: утром — деньги, вечером — проекты. Нет денег – не будет и мероприятий. И ничего лишнего, выходящего за рамки.
Мастер-план пытается делать вид, что он – солидный документ.
Он тщательно согласуется со всеми, с кем только можно (с местной властью, с губернией, с бизнесом, с жителями и еще бог знает с кем) – правда, процедура согласования отсутствует и зачастую выглядит как скан из личной переписки.
Он фиксирует будущие траты из бюджетов всех уровней, исчисляет эффекты и объемы привлеченных инвестиций на единицу вложения бюджетного рубля — но при этом совершенно не влияет на реальное распределение финансов.
Он однозначен, непротиворечив, абсолютно уверен в своих решениях и не предполагает вопроса «а что, если нет». Иными словами – это документ, который наконец-то определенно видит будущее и не может ошибаться.
А вы верите, что будущее предопределено и предсказуемо?
Еще три-пять лет назад мастер-план не претендовал быть документом прямого действия. Он позиционировался где-то над бюрократией и этим привлекал жителей и бизнес. Его реализация заключалась не только в утверждении целого набора НПА, определенных российским законодательством — от генерального плана до региональных и муниципальных целевых программ, — но и в вовлечении в изменение будущего людей, напрямую не подчиненных публичной власти.
Сегодня мастер-план пытается быть самодостаточным и всеобъемлющим, стратегическим, тактическим и программным, жестко определяя в своем составе все роли, нюансы, бюджеты и этапы. В том числе — определяя действия многочисленных субъектов экономики, инвесторов, землевладельцев и горожан, пока еще обладающих собственной волей и видами на будущее.
Но это у него не получается — по простой причине: мастер-план до сих пор не имеет статуса НПА. А значит чиновник — при всем уважении к проделанной (в том числе им же самим) работе и лично к вам как специалисту — может спокойно забыть о нем сразу же после подписания акта сдачи. Тем более не ему из бюджета этот акт оплачивать.
Именно так чаще всего и происходит.
P.S. Две недели назад появился долгожданный проект внесения изменений в градостроительный кодекс, определяющий место мастер-плана в законодательстве. Это уже третий вариант, сильно отличающийся от первых двух.
На первый взгляд, предложено трактовать мастер-план как просто генеральный план, стратегию социально-экономического развития и консолидированный бюджет на ближайшие 6-10 лет, собранные под одной обложкой. Согласно законопроекту, мастер-планирование становится исключительно региональным полномочием. То есть города теперь заказывать такого рода работы не смогут.
Как это будет работать, пока загадка.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие Фонду ДОМ.РФ (ИНН 7704370836, ОГРН 1167700063992)(далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• Фамилия
• Имя
• Отчество
• Номер мобильного телефона
• Регион
• Город
• Текущее место работы
• Текущая должность
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях рассмотрения моей кандидатуры на участие в отборе на программу «Городские экспедиции» (далее – Программа), формирования списка кандидатов и участников Программы, организационно-информационного сопровождения моей кандидатуры на всех этапах отбора и проведения Программы, включая информирование о результатах отбора, расписании, организационных вопросах (включая сообщения по электронной почте), документирование результатов прохождения Программы, в том числе формирование и выдачу именных сертификатов участникам, успешно завершившим Программу.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям:
• ПАО ДОМ.РФ (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270), расположенному по адресу: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС КИ ПИ АЙ» (ИНН 7731647759, ОГРН 107746278298), расположенному по адресу: 121614 г. Москва, ул. Осенняя, д. 14, оф. 125;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС» (ИНН 7731374438, ОГРН 1177746650355), расположенному по адресу: 105066, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр.9, помещ. 57/3;
• ООО «Новая земля» (ИНН 6455059009, ОГРН 1136455002122), расположенному по адресу: 420061, Республика Татарстан (Татарстан), г.о. город Казань, г Казань, ул Николая Ершова, д. 1а, этаж 8, помещение. 853;
• ООО «Твига Диджитал Перформанс» (ИНН 7709484805, ОГРН 1167746161263), расположенному по адресу: 115114, город Москва, Дербеневская наб, д. 7 стр. 22, этаж 4 помещ. XIII, ком. 89 .
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.