Летящий театр, или «Единственный абсолютно бескомпромиссный»
Накануне старта форума «Казаныш» рассказываем о здании, которое по поводу этого мероприятия впервые откроет свои двери для широкой публики: в Казани завершилось строительство нового национального театра имени Галиаскара Камала. По амбициозности и остроте архитектуры проект практически не имеет себе равных в России. Удивляют и сроки реализации: крупный театр был спроектирован и построен менее чем за два года.
Авторами проекта выступил победивший в международному конкурсе консорциум российского бюро Wowhaus, японского Kengo Kuma & Associates, немецкого конструктора Вернера Зобека и казанского архитектора Германа Бакулина (они принимал участие в строительстве старого здания — иконического бруталистского сооружения по проекту архитекторов Г. Горлышкова, Ю. А. Корнеева, Ф. М. Евсеева, М. Г. Евсеевой, Г. Хаджина, Н. Шебалиной и законченного в 1986 году). Об основных идеях концепции и ходе реализации проекта рассказал Олег Шапиро.
«Чем интересен этот опыт? Это единственный абсолютно бескомпромиссный дом. Обычно у архитектора есть много идей, но есть еще и заказчик. Архитектор с заказчиком должны в чем-то совпасть. Так вот в данном проекте заказчик не уступал архитектору по амбициям.
Мы выиграли конкурс за неделю до начала СВО. Потом более полугода ничего не происходило, и мы похоронили эту идею: понимали, что «не время». Казалось, что конкурс был просто хорошим опытом творчества. Но мы ошиблись. В конце 2022 года с нами заключили контракт, а в марте мы уже приступили приступили к проектированию.
Образ дома придумал Кума-сан — агрессивный, с «крылышками». Снаружи — стекло, а внутри — тепло. Он придумал и видение двух залов, а также саму многоярусную структуру и систему общественных пространств. С марта по июнь мы очень активно работали с японцами над проектом. Но затем в Японии вышел запрет на работу в России, и они не могли его игнорировать, поскольку у них много госзаказов. Всю технологию, всю планировку, все приспособления делало наше бюро, стараясь удержать заложенное видение. Но мы все равно были в контакте с японцами и посылали им фотографии.
Этот дом очень большой: общая площадь порядка 60 тысяч м2. Это национальный театр: у них есть драматическая труппа, есть оркестр, есть танцевальная труппа. В итоге получился многофункциональный национальный театр с четырьмя оригинальными залами.
В процессе конкурса мы очень много общались с представителями действующего театра Камала. Театр как театральную машину мы придумали, можно сказать, вместе. Жюри конкурса тогда особо отметило наше глубокое знание театральной жизни.
Здание выстраивалось на оппозициях. Первая дихотомия: холодный динамичный экстерьер и теплый интерьер. Откуда такой образ? В Казани — настоящая зима, и на озере Кабан иногда образуются ледяные цветы. Я не знаю ни одного человека, который сам бы их видел, но такой миф есть — и в это все верят. Еще было Казанское ханство — это часть истории большой России. И татары в ней – очень целеустремленная нация. Ну и есть старое здание театра Камала — с этаким «зубилом» наверху. Хорошее выразительное здание, построенное в 1980-х — сейчас оно уж маленькое для театра. Вот эти три основания и определили динамичные, острые формы нового здания. Нас много упрекали, что фасад слишком агрессивный. Но нам кажется, что в самый раз.
Мы очень гордимся, что в итоге здание было построено очень похожим на эскизы. Да, понятно, что консоли стали в два раза меньше — Все-таки есть ветровые нагрузки, снег, есть бюджетные ограничения. Но консоли все равно остались гигантскими. И когда сравниваешь картинки и фото реализации, есть ощущение тождественности придуманного и сделанного.
Интересно, что на стадии «Проект» и «Рабочая документация» генпроектировщиком был «Татинвестпроект», без которого в Казани не обходится ни одна сложная стройка. Это организация с почти что военной дисциплиной — делают все очень быстро и четко. Они, конечно, привыкли к более простым формам, и сначала все консоли ставили на подпорки, потому что боялись, что все обрушится. Это была психологическая история. Убрать эти подпорки стоило нам больших усилий.
Суровый, холодный, ледяной фасад — а внутри здания все пылает творчеством, подчеркивает семейственность. Интерьер мы старались сделать в национальном стиле, использовать татарские мотивы. Некоторые интерьерные элементы очень сложные и крупные – до 30 метров длиной и 12 метров высотой. Мы перепробовали бесконечное количество образцов, прежде чем нашли молодых местных ребят, которые сделали их из нержавейки. У них, оказалось, есть и технологии, и патенты.
Традиции и инновационность составляют еще одну важную оппозицию. Это национальный театр — и, с одной стороны, мы должны говорить о традиционном театре. Но с другой — эти традиции в Татарстане не очень глубоки. Первый национальный спектакль в Казани был сыгран только в 1908 году по пьесе как раз Галиаскара Камала, который был против мусульманских традиций. И у нас получилась современная интерпретация национального. Важно, что это не стало гербарием традиционного.
При этом в театре очень много инноваций. Все, что можно придумать, купить и заказать в плане оборудования, механики, света, звука, — все есть. Современная машинерия: сцены опускаются и поднимаются. Рояль, как и положено, опускается в отдельное место. Можно проводить дневные спектакли с видом на озеро Кабан, а можно перекрывать этот вид. Механику, кстати, в основном изготовили в Кирове, а электронику везли со всех концов земли.
Партнер архитектурного бюро Wowhaus
Мы начинали проектировать в открытом мире и примерно знали, где и какие типы конструкций можно заказать. После того, как все закрылось, возникло ощущение, что все необходимое осталось за рубежом. Но нет. Выяснилось, что многое есть и в России. Например, делают стекло размером до 7 метров с теплоотражающими поверхностями. Другое дело, что в этом проекте был использован, наверное, годовой выпуск российской стекольной продукции больших размеров. Когда мы делали объект в Парке Горького, такого стекла было уже не купить.
Другой пример: в Новосибирске есть высокотехнологичная компания, которая делает несущие конструкции. У них есть свое бюро и небольшое, но идеальное производство. Они делали часть «Зарядья» (стеклянную кору) и строили аэропорты.
Еще одна важная оппозиция – открытость и сакральность. Это театр, но любой горожанин может войти в его огромный вестибюль площадью 3000 м2 и свободно провести там время. В этом пространстве все время что-то должно происходить: показы, читки пьес, выставки. Есть камерный зал, где можно проводить открытые лекции или небольшие концерты.
Для нас открытость театра городу и его проницаемость – это принципиальная позиция. Из общего пространства человек может пройти на набережную или на смотровую площадку на крыше. Еще один важный момент — как театр воздействует на город, как он взаимодействует с ландшафтом. Здание стоит на озере Кабан, на улице Хади Такташа. Это те самые места, где разворачивается сюжет сериала «Слово пацана» — вроде бы центр города, но казанцы его так не воспринимают.
Сейчас в этот район продлена гениальная набережная, первая очередь которой была спроектирована китайским бюро Turensсape. Это стало возможно как раз благодаря появлению театра. Весь район пришел в движение: снесены незаконные гаражи, на их месте появился новый парк, изменена транспортная схема. На следующем этапе будут преображаться близлежащие промышленные здания. Как в физике большой объект изменяет гравитационное поле, так и новый мощный театр Камала меняет район и город.
Изменилась ли конкурсная концепция в ходе реализации? Да. Нам не очень повезло: в 2024 году в Казани было много снега. Когда вы ехали на машине, то не видели людей вокруг – сугробы были выше. И Раис (глава Республики Татарстан Рустам Миниханов — прим. ред.) нас специально позвал и сказал, что спроектированная огромная площадь на крыше невозможна. У Раиса — просторный кабинет со стеклянной стеной, а за ней оперный театр, которого из-за снега вообще не было видно. У нас потом была длинная битва за эту крышу-площадь и открытую лестницу на нее — и мы, прямо скажем, не победили. Крыша, на которую можно выйти, осталась, и она не маленькая -- полторы тысячи м2. Но в концепции она была 7 тысяч «квадратов». Я пытался рассказать про проект Snøhetta (оперный театр в Осло — прим. ред.), но мне отвечали, что там большой уклон, и все слетает.
Что не удалось? У Кума-сан есть отработанный элемент — прозрачная лестница: тонкая, с заниженных шагом. Ничего особенного, но сделана очень хорошо. Интересно, что в Стамбуле я смотрел объект Ренцо Пьяно и увидел, что его лестницы весьма похожи. Видимо, когда человек долго рисует лестницу, он понимает, что она должна быть легкая и удобная. Лестницы Кума-сан подрядчику не удалось сделать из-за сжатых сроков строительства.
Бюджет проекта превысил 20 миллиардов рублей. В нынешних условиях санкций он и не мог не вырасти. Каждую неделю на стройке проходил сокращенный Совет Министров Татарстана. В фокусе было две вещи: с одной стороны, справедливые цены, чтобы не было претензий контролирующих бюджет органов. С другой стороны — и об этом редко говорят заказчики, — было сделано все, чтобы люди, которые самоотверженно это построили, не разорились. И могли проектировать и строить дальше».
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие Фонду ДОМ.РФ (ИНН 7704370836, ОГРН 1167700063992)(далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• Фамилия
• Имя
• Отчество
• Номер мобильного телефона
• Регион
• Город
• Текущее место работы
• Текущая должность
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях рассмотрения моей кандидатуры на участие в отборе на программу «Городские экспедиции» (далее – Программа), формирования списка кандидатов и участников Программы, организационно-информационного сопровождения моей кандидатуры на всех этапах отбора и проведения Программы, включая информирование о результатах отбора, расписании, организационных вопросах (включая сообщения по электронной почте), документирование результатов прохождения Программы, в том числе формирование и выдачу именных сертификатов участникам, успешно завершившим Программу.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям:
• ПАО ДОМ.РФ (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270), расположенному по адресу: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС КИ ПИ АЙ» (ИНН 7731647759, ОГРН 107746278298), расположенному по адресу: 121614 г. Москва, ул. Осенняя, д. 14, оф. 125;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС» (ИНН 7731374438, ОГРН 1177746650355), расположенному по адресу: 105066, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр.9, помещ. 57/3;
• ООО «Новая земля» (ИНН 6455059009, ОГРН 1136455002122), расположенному по адресу: 420061, Республика Татарстан (Татарстан), г.о. город Казань, г Казань, ул Николая Ершова, д. 1а, этаж 8, помещение. 853;
• ООО «Твига Диджитал Перформанс» (ИНН 7709484805, ОГРН 1167746161263), расположенному по адресу: 115114, город Москва, Дербеневская наб, д. 7 стр. 22, этаж 4 помещ. XIII, ком. 89 .
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.