Камерная атмосфера: тайны первого российского паноптикума
Близится аукцион на «Кресты» — культовый объект для Санкт-Петербурга, и мы продолжаем изучать прошлое, настоящее и будущее этого места. И вскоре после съемки в нашем документальном фильме «Кресты. Вчера, сегодня, завтра» Лиза Савина отдельно поведала нам об истоках уникальных архитектурных решений этого комплекса, удивительные истории о заключенных и свои мысли о том, почему тюрьма до сих производит такое амбивалентное впечатление.
Для городской среды «Кресты» всегда были объектом амбивалентным. Судя по церкви, выходящей фасадом на набережную и постройкам, виднеющимся из-за бесконечного, в полнабережной, забора, туда непременно нужно попасть, потому что кажется, будто там прячется еще один по-петербургски великолепный архитектурный ансамбль. Но понимание функции этого ансамбля вытесняет подобное желание за пределы сознания, потому что «дай бог, чтобы никогда». И эта амбивалентность — поле для создания бесконечного числа легенд, большая часть которых суть безудержные фантазии, порожденные тайной, склонной обволакивать все непрозрачные конструкты.
Поковыряемся в истории. В 1772 году Речь Посполитую делят между собой Россия, Пруссия и Габсбургская монархия, и значительные земли около Могилева Екатерина II дарит князю Потемкину. Потемкин, выражаясь современным языком, решает создать в городе Кричев индустриальный хаб для обеспечения Херсонской верфи, где, в свою очередь, он намеревается строить Черноморский флот. Хаб этот он решает делать по английскому образцу с привлечением иностранных специалистов, для чего в 1780 году приглашает кораблестроителя (а еще инженера и изобретателя) Сэмюэля Бентама.
Этот Бентам помимо всего прочего придумывает, что заводы нужно строить круглые, чтобы мастер, находясь в центре, видел, чем там занимаются рабочие. А в 1787 году к нему в гости приезжает его младший брат Иеремия, или, по-простому, Джереми. Тоже Бентам. Иеремию Бентама мы знаем как человека эпохи позднего Просвещения: автора теории утилитаризма («наилучшим действием является то, что приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей»), борца за ответственность правителей перед своими гражданами, свободу слова, женское равноправие, отделение церкви от государства и прочие знаковые для современной гражданской и политической культуры вещи.
Будучи поклонником рационализма и фанатом естественных наук, он завещал свое тело университету, и поэтому мумия его до сих пор находится на всеобщем обозрении в Университетском колледже Лондона, правда, в восковой маске, чтобы не пугать студентов (ибо голова сохранилась плохо). Сэмюэль делится с младшим братом идеей круглого завода — возможно, так и не построенного, во всяком случае никаких следов до нашего времени не дошло, — и Иеремия в двенадцати письмах к некоему своему другу, прямо из города Кричева, описывает идеальное инспекционное учреждение — паноптикон.
Идея паноптикона, на территории Российской империи возникшая и оформленная в концепцию в Англии, говорят, по масонской линии вернулась в Санкт-Петербург и прижилась в системе исправительных учреждений. Интересно, правда, что рациональный круглый английский паноптикон в православной культуре трансформируется в крест — символ покаяния и очищения.
Уже первое здание на 700 мест, спроектированное в 1867 году Владиславом Львовым на месте бывшего винного городка Анны Иоанновны (тогда еще не барной улицы, а просто складов) в плане представляло собой равноконечный крест. Второй крест (Городской арестный дом) построил Николай Леонтьевич Бенуа на Монастырке у Лавры. А превратил эту концепцию в идеальный пенитенциарный ансамбль Антоний Томишко, родившийся в Чехии, но учившийся, живший, да и умерший в России. К слову, острая необходимость в увеличении числа «посадочных» мест была связана не с нагнетанием репрессивного аппарата, а наоборот — с отменой крепостного права, подтолкнувшего миграцию крестьянства в города, что привело к росту количества преступлений, за контроль над которыми теперь отвечал не помещик, владелец крестьянских душ, а государство.
Томишко обращается к краснокирпичному стилю не только по причине моды, или, как пишут некоторые исследователи, из-за «низкой представленности этого стиля в гражданской архитектуре Петербурга», но и из практических соображений: из кирпича было строить дешевле, можно было отрегулировать обжиг и, соответственно, прочность кирпича, который, кстати, возили с одного из кирпичных заводов, располагавшихся чуть выше по течению Невы.
Римские корни архитектуры «Крестов», на которые указывает Никита Игоревич Явейн, прячутся не только в кирпичных купольных конструкциях и в неовизантийском стиле собора, но и в очевидной отсылке осей крестов к римским многоквартирным домам — инсулам, многоэтажкам в среднем в три-четыре этажа (но встречались и шестиэтажные) с небольшими регулярными окнами.
Всего в ансамбле «Крестов» около 20 зданий, часть из которых была связана между собой переходами или чугунными трапами. Это и административный корпус с церковью (построенной, кстати, не за государственный счет, а на пожертвования), здание с квартирами надзирателей, баня, четыре больничных корпуса, кухня с пекарней. Это была образцовая тюрьма не только потому, что она считалась самой большой в Европе; не только потому, что для измученного чахоткой Петербурга архитектор продумал принцип инсоляции (солнце — ну когда оно вообще есть в этом городе — освещает по мере своего движения все части здания). Но и потому, что Томишко использовал все достижения современной ему инженерии.
Отдельным зданием стояла собственная котельная с электрогенератором: «Кресты» были электрифицированы! Также здесь были центральное отопление, водоснабжение, канализация — все системы автономные и в целом дожили до наших дней пусть и в несколько изношенном, но рабочем состоянии. Бывшие сотрудники «Крестов утверждают», что трубы невозможно поменять, потому что под землей, на глубине полутора метров, заложена сетка для предотвращения подкопов, но архитекторы, знакомые с документацией участка, отрицают такую возможность.
Возможно, легенда о подземной сетке связана с тем, что побегов из «Крестов» действительно было немного. Одним из сбежавших был легендарный бандит Ленька Пантелеев (или, как он подписывался на карточках, которые оставлял на месте преступления, «Леонид Пантелеев, свободный художник-грабитель»). Его не поймали, хотя могли: бежал он не один, а со всей своей бандой, и они сразу пошли отмечать побег в ресторан, где, напившись, устроили драку. Хозяин ресторана вызвал милицию, банду перестреляли, а раненый Пантелеев сбежал. Но прожил он после побега недолго. Его застрелили при облаве на бордель в 1923 году.
Есть еще курьезная история про некоего заключенного Волкова, который довольно продолжительное время разбирал стену, разобрал, сбежал через лаз, пошел в баню и там встретил сотрудника СИЗО, который отвел его обратно в тюрьму. А еще один заключенный так красиво подделал документы, что беспрепятственно покинул тюрьму, но, походив по городу, понял, что идти ему некуда и… вернулся.
Главная легенда «Крестов» — история про тысячную камеру. Часто рассказывают, что в «Крестах» 999 камер, а в тысячной замурован сам архитектор Томишко, чья могила, действительно, утрачена. Якобы Томишко сказал Александру III: «Я для вас тюрьму построил». А император ответил: «Не для меня, а для себя» — и замуровал архитектора в тысячной камере.
Но, во-первых, камер в «Крестах» было спроектировано всего 960. А во-вторых, Антоний Томишко не только не закончил свои дни при Александре III, но и стал, по слухам, одним из любимых архитекторов следующего императора — Николая II. Во всяком случае, заказами Томишко обделен не был — перестраивал, в частности, уже в 1890-е для Николая Нижнюю дачу в Петергофе и умер в 1900 году на строительстве великокняжеской усыпальницы при Петропавловском соборе.
Есть еще легенда об артисте Георгии Жженове, который был репрессирован и сидел в «Крестах» в 1938 - 1939 гг. — перед тем, как отправиться этапом на Колыму. Якобы полученную в 1975 году Государственную премию РФ он передал в «Кресты» для установки водопровода в камерах. К сожалению, скорее всего, это тоже всего лишь легенда, потому что работы по дополнительному проведению водопровода архитектурный анализ не выдает.
Кресты строились как тюрьма краткосрочного содержания, и тюрьма уголовная, а не политическая. Но в предреволюционной турбулентности здесь стали появляться и политические заключенные. Одним из таких стал Владимир Дмитриевич Набоков — отец писателя, попавший в «Кресты» в 1908 году на три месяца за подписание «Выборгского воззвания». Судя по его письмам жене, он вполне доволен жизнью, заказывает себе tub (походную ванну), воротнички от Трахтенберга и носовые платки с монограммой, планирует поездку в Европу, жалуется, что из библиотеки нельзя брать больше трех книг.
Ужас горожанам «Кресты» начинают внушать в годы сталинского террора. Вербализованный Ахматовой «широкий покров из бедных у них же подслушанных слов» определил феноменологию здания на долгие годы вперед — даже в девяностые, когда камеры были переполнены вполне криминальными элементами, здание внушало не чувство опасности, а скорбь.
Удивительно, что эту скорбь никак не получается откопать в себе, когда попадаешь на территорию опустевших «Крестов». Даже оставшиеся артефакты тюремного быта — журнал про права заключенных, режим дня, кем-то грубо выпиленный из дерева самолетик, забытый в камере, правила пользования оружием — выглядят как стаффаж римской инсулы, где почему-то снимали «Улицы разбитых фонарей». Лишенное тайны здание превращается в чистую архитектуру — она здесь доминирует, наблюдает за тобой, ждет своей новой судьбы.
А вопрос новой судьбы совсем не праздный. Международный опыт превращения тюрем в гостиницы нельзя назвать сверхуспешным — бизнес это трудный, и не только в силу исторической специфики, но и архитектурных особенностей. Работать в паноптиконе можно и, наверное, удобно, а вот жить — даже малое количество дней, — вероятно, можно позволить себе только в качестве аттракциона.
В любом опросе жителей Петербурга по поводу новой функции когда-то слепых зон побеждают либо территория отдыха (по возможности парк), либо музей. В то же время в городе уже существует больше 250 музеев, из которых в активном режиме мы используем примерно десять, и есть большие сомнения, что городу нужен на балансе еще один. Зато совершенно нет пространств со смешанной образовательно-рабоче-рекреационной функцией. Никита Игоревич Явейн, размышляя о новой функции места, фантазирует здесь IT кампус (при условии перестройки части более поздних зданий в общественные пространства с открытыми площадями) — эта идея кажется здравой, тем более, что она позволит сохранить фасады и структуру, остаться в формате щадящей реконструкции. И если понятно, что внутри здания любая смена функции потребует некоторых (довольно серьезных) переделок, то фасады — благодаря кирпичу с дополнительным обжигом — находятся в превосходном состоянии и требуют разве что чистки.
Кстати, потом, когда реплики «Крестов» начнут появляться и в других городах Российской империи, уже не будут делать ни стены такой толщины, ни суперкрепкий кирпич — ибо в процессе строительства стало понятно, что процесс можно удешевить без потери в качестве.
Но что бы ни появилось на месте бывшей тюрьмы, самое важное для Петербурга — шанс, что будет залатана прореха на самой центральной части городской ткани. Ведь мы знаем: что бы ни говорили градостроители, главный проспект Петербурга — это Нева.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие Фонду ДОМ.РФ (ИНН 7704370836, ОГРН 1167700063992)(далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• Фамилия
• Имя
• Отчество
• Номер мобильного телефона
• Регион
• Город
• Текущее место работы
• Текущая должность
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях рассмотрения моей кандидатуры на участие в отборе на программу «Городские экспедиции» (далее – Программа), формирования списка кандидатов и участников Программы, организационно-информационного сопровождения моей кандидатуры на всех этапах отбора и проведения Программы, включая информирование о результатах отбора, расписании, организационных вопросах (включая сообщения по электронной почте), документирование результатов прохождения Программы, в том числе формирование и выдачу именных сертификатов участникам, успешно завершившим Программу.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям:
• ПАО ДОМ.РФ (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270), расположенному по адресу: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС КИ ПИ АЙ» (ИНН 7731647759, ОГРН 107746278298), расположенному по адресу: 121614 г. Москва, ул. Осенняя, д. 14, оф. 125;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС» (ИНН 7731374438, ОГРН 1177746650355), расположенному по адресу: 105066, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр.9, помещ. 57/3;
• ООО «Новая земля» (ИНН 6455059009, ОГРН 1136455002122), расположенному по адресу: 420061, Республика Татарстан (Татарстан), г.о. город Казань, г Казань, ул Николая Ершова, д. 1а, этаж 8, помещение. 853;
• ООО «Твига Диджитал Перформанс» (ИНН 7709484805, ОГРН 1167746161263), расположенному по адресу: 115114, город Москва, Дербеневская наб, д. 7 стр. 22, этаж 4 помещ. XIII, ком. 89 .
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.