Из писателей в архитекторы: лауреат Притцкеровской...

Из писателей в архитекторы: 54-й лауреат Притцкеровской премии Лю Цзякунь

Лю Цзякунь – второй гражданин Китая, отмеченный Притцкеровской премией – наиболее авторитетной международной архитектурной наградой. Как и первый лауреат из КНР, Ван Шу (2012), Лю проектирует современные, но связанные с историческим и культурным контекстом сооружения, используя традиционные материалы и техники строительства.

«Убедительные ответы на вызовы современности»

В этом году жюри Притцкеровской премии во главе с ее лауреатом 2016 года Алехандро Аравеной обосновали свой выбор так: Лю Цзякунь дает убедительные ответы на быстро меняющиеся социальные и экологические вызовы тогда, когда архитектура в целом часто буксует, причем эти ответы уделяют большое внимание повседневной жизни местного сообщества.

Лю Цзякунь Фото предоставлено The Hyatt Foundation/The Pritzker Architecture Prize

Лю, как считают наградившие его эксперты, работает вне эстетических или стилистических рамок. У него нет не только индивидуального стиля, но даже постоянного творческого метода. Его стратегия – подходить к каждому проекту непредвзято, основываться на его особенностях и контексте, нуждах и требованиях заказчика и конечных пользователей. Лю Цзякунь всегда учитывает практические соображения, например, выбирает наиболее доступные, часто традиционные материалы и согласует свои замыслы с возможностями местных строителей. Такие скромность и прагматизм неожиданно сочетаются с тем, что Лю, по его собственному признанию, по-настоящему занялся архитектурой лишь когда понял: она может быть такой же «авторской», как литература, которую он до того использовал как основное средство самовыражения.


Не менее интересны отношения Лю Цзякуня с культурной традицией, которая в Китае непрерывно развивается на протяжении пяти тысячелетий. Конечно, современные методы и задачи строительства пошатнули преемственность в архитектуре (в отличие, скажем, от каллиграфии или живописи), но она жива даже в коммерческой сфере. Однако Лю далек от воспроизведения форм прошлого – пусть даже с глубоким пониманием их смысла. Жюри Притцкеровской премии сравнивает роль традиции для него с трамплином, который помогает архитектору в поисках нового. Это особенно интересно, учитывая обширную работу с наследием (включая коллективную память), которую ведет Лю Цзякунь, проектируя музеи, реконструируя исторические сооружения и так далее.

Факультет дизайна Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2006. Фото © Jiakun Architects

«Случайный» архитектор

Лю Цзякунь родился в 1956 в Чэнду, столице провинции Сычуань: здесь он живет и работает и сегодня. Его юность пришлась на период «Культурной революции» (1966–1976), когда занятия творчеством и даже получение высшего образования осуждались как буржуазные пережитки.

Лишь в 1978 году Лю поступил в Чунцинский архитектурный и инженерный институт: его школьный учитель рассказал, что здесь обучают рисованию, а Лю хотел стать художником. Но преподавание рисунка оказалось чисто прикладным, что привело к разочарованию. Поэтому Лю активно занялся литературным творчеством (и в меньшей степени живописью), хотя окончил институт в 1982 году и работал по специальности в родной Сычуани, а также в Тибете и Сицзяне.

Все изменилось в 1993-м, когда он увидел выставку бывшего однокурсника в Шанхайском художественном музее: ему стало ясно, что не только писатель, но и архитектор может идти своим путем, создавая оригинальные, индивидуальные работы. Успешная литературная карьера и интерес к живописи свели его с видными художниками Ло Чжунли и Хэ Долином (для них он спроектировал мастерские – первые по-настоящему авторские свои объекты), а также поэтессой Чжай Юнмин. В беседах и спорах с ними Лю Цзякунь окончательно сформулировал свои взгляды на цели и возможности архитектуры.

В 1999-м, когда частных мастерских в КНР еще было немного, Лю основал свое бюро Jiakun Architects, то есть «Архитекторы Цзякуня»: он использовал в названии даже не фамилию, а свое имя как вызов анонимности работ огромных проектных институтов, доминировавших в те годы.

«Архитектура лирическая и безмятежная»

Лю Цзякунь считает, что архитектура обнаруживает, делает видимым важные качества конкретного места. Она способна определять поведение человека, создавать ощущение спокойствия и лиричности, даже вызывать сострадание. В центре его работ – всегда сообщество: жителей, посетителей музея, студентов вуза или сотрудников компании.

Его ключевая в этом смысле и самая крупная по размеру постройка – комплекс West Village в Чэнду (2015). Это 200-метровый по длинной стороне «квартал» с зелеными общественными пространствами и спортивными площадками в центре, окруженный пятью ярусами пандусов для прогулок горожан, вдоль которых расположены офисы небольших фирм, кафе, галереи. В этом сооружении каждый найдет пространство и занятие по своему вкусу, оно проницаемо и сомасштабно человеку и потому очень популярно у местных жителей.

Комплекс West Village в Чэнду. 2015
Мемориал Ху Хуэйшань в Аньжэне. 2009. Фото © Jiakun Architects

Самая маленькая постройка Лю тоже посвящена теме человека и общества: это мемориал 15-летней Ху Хуэйшань (2009), одной из почти 70 тысяч жертв Сычуаньского землетрясения 2008 года. Через напоминающий палатку для лишившихся крова сычуаньцев павильон с розовым интерьером, где символически восстановлена комната погибшей школьницы, архитектор напоминает о ценности каждой человеческой жизни и важности коллективного горя и памяти о катастрофе. 

Корпус С6 в кампусе компании Novartis в Шанхае. 2014.Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе компании Novartis в Шанхае. 2014.Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе компании Novartis в Шанхае. 2014.Фото © Arch-Exist

Связаны с тем землетрясением и изобретенные Лю Цзякунем «кирпичи возрождения»: сделанные из оставшегося от разрушенных домов строительного мусора с помощью цемента, они дешевле и крепче новых. Лю использовал их даже в таком далеком от мемориальности и экономии средств (а также от родной Сычуани) проекте, как элегантный офисный корпус в шанхайском кампусе фармацевтической компании Novartis (2014).

Память о древности и более современных событиях выражена через символы, образы, метафоры в музейных проектах Лю Цзякуня: это окруженные зарослями бамбука павильоны и водоемы в Музее каменной скульптуры Луеюань в Чэнду (2002), контраст монументальных пространств с будничностью экспонатов в Музее значков, часов и печати Нового Китая (то есть эпохи Мао Цзэдуна) в Аньжэне (2007), сочетание исторических построек с современными, а экспозиции – с реальным ремесленным производством в Музее императорского «золотого» кирпича в Сучжоу (2016) и Музее исторической мануфактуры по производству водки-байцзю Шуйцзинфан в Чэнду (2013).

Корпуса факультетов скульптуры (2004) и дизайна (2006) Сычуаньского художественного института в Чунцине создают разнообразную «питательную среду» для студентов творческих специальностей. В их формах отсылки к прошлому менее заметны, но так же важны: как в кирпичной кладке, так и в фактурной чунцинской штукатурке с добавлением песка на фасаде.

Здание факультета скульптуры Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2004. Фото © Arch-Exist

Лю Цзякунь не менее тактично работает с природным окружением. Среди его недавних реализаций – реконструкция исторического винокуренного комплекса Тяньбао в сычуаньском округе Лучжоу для Langjiu Group (2021), где уже много веков водку-байцзю выдерживают в пещерах по склонам речной долины. Изящные павильоны в величественном ландшафте тонко, без прямых цитат напоминают о постройках, где любовались пейзажем и пили вино в Поднебесной тысячелетия назад. Такая цельность и устойчивость картины мира даже в бурную современную эпоху, основополагающие для китайской культуры, по сути и стали основанием для награждения Лю Цзякуня Притцкеровской премией.

Реконструкция комплекса пещер Тяньбао, места выдержки водки-байцзю в городе Эрлан, округ Лучжоу. 2021. Фото © Arch-Exist
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей