Фарфористы.рф: как действующий завод в Сысерти встраивается в креативную экономику

Единственное сегодня на Урале фарфоровое производство всерьез настроено на перезагрузку: только в этом году Сысертский завод дважды обращался к творческой молодежи в поисках идей для своего развития. Так, сразу два экспресс-проекта разработали на треке «Городские медиа» на молодежном урбанистическом форуме в Казани: там стояла задача расширить покупательскую аудиторию без изменения ассортимента. И один из предложенных проектов стал абсолютным победителем трека среди прочих кейсов, причем его авторы использовали в своей стратегии исключительно носители информации — жюри восхитило, как модно, оказывается, можно упаковать «розу-ругозу» (самый популярный паттерн в коллекции завода) и ей подобные сюжеты.

На потоке лидерской программы Архитекторы.рф этого года была возможность более тщательно и вдумчиво изучить актуальный контекст завода в Сысерти. Да и вопросы, на которые предстояло ответить, формулировались глубже и комплекснее.

Как интегрировать завод в креативную экономику, привлекая местные ремесленные инициативы? Как его устойчиво развивать? Как при этом развивать заводскую территорию? И наконец — каким образом все это делать в условиях недостаточного финансирования?

Мы выяснили у команды «фарфористов», как и где они искали ответы. И убедились, что их рецепты вполне подойдут для «мрамористов», «металлистов» и других производств с богатой историей и готовностью перейти на новые рельсы.

© ДОМ.РФ


Поверьте Сысерти

Жители города Сысерть, что в 40 км от Екатеринбурга, сразу отличают вновь прибывших по тому, как те произносят само название: если говорят с ударением на второй слог — СысЕрть — значит, как минимум однажды уже здесь бывали (остальные упорно делают ударной «ы»). А приехать повторно в Сысерть есть зачем: на территории бывшего завода Турчаниновых — Соломирских активно развивается арт-кластер, уже в шестой раз прошел фестиваль «Лето на заводе», а на благоустроенной набережной пруда ждет чудесная кофейня с прекрасными видами, матчей и рафом. Да и все еще работающий Сысертский фарфоровый завод притягивает людей всех возрастов: в 2023 году производство и магазин при нем посетили 11 тысяч туристов! Где еще увидишь, например, керамические иконостасы? Или чашки с паттернами зданий конструктивизма, который так хорошо знают и любят в Екатеринбурге?

Для города важно, чтобы на «Фарфоре Сысерти» обязательно сохранилось производство и статус народного художественного промысла. Кроме того, вокруг Сысертского фарфорового завода много частной застройки, неплохая сеть дорог, которая связывает площадку с основными магистралями (улицы Большевиков и Тимирязева). Поэтому у нас есть концепция пешеходного маршрута от завода до завода: из исторического центра — от креативного кластера на железоделательном заводе — в район с действующим фарфоровым производством. 

Еще мы мечтаем соединить набережные двух заводов по береговой линии, через террасы и берегоукрепление. Территория ближе к воде может стать рекреационной зоной, удобной жителям и гостям. Обязательно видим появление гостиничной функции на большой территории завода. 



Дмитрий Нисковских

Глава Сысертского муниципального округа

Летом жители и гости Сысерти наслаждаются развлекательным фестивалем на старинном уральском железоделательном заводе Турчаниновых — Соломирских. Однако стало ясно, что многие из участников программы Архитекторы.рф, зная об этом фестивале, даже не догадывались о существовании Сысертского фарфорового завода! Можно сказать, что мы посчитали своим долгом вывести завод из тени фестиваля. Наша площадка самобытна: на производстве фарфора царит атмосфера созидательного труда, кропотливого создания хрупких вещей и тишины освоения ремесла.

Филипп Верхотуров

Ведущий архитектор проектного отдела ДОМ.РФ, участник команды «Фарфорист»

© ДОМ.РФ

Казалось бы, с развитием туризма для фарфорового производства начался новый этап: увеличилась прибыль, выросли зарплаты сотрудников. Но не все так радужно, как на росписях чайных сервизов. Многолетние долги не дают двигаться дальше. Как сказано в брифе к проекту, завод нуждается в устойчивой модели развития. Причем это важно не только для предприятия, но и для всей Сысерти, где сохраняется отток молодежи и не хватает возможностей для развития локальных сообществ. 

Я влюбилась в эту тему с первого взгляда. Как и многие, я знала про сысертский фарфор по проекту «Антихрупкость», но, по мере погружения, поняла, что завод совсем про другое. Фарфор Сысерти — это не просто бренд, это живая история, уникальное мастерство, которое может быть утрачено. Меня тронуло, как работники, чьи семьи десятилетиями трудились здесь, борются за свой завод, не могут его просто так оставить. Сразу захотелось избежать «причинения добра» и не рассматривать завод просто как «источник вдохновения», а найти решение насущных проблем. Но при этом — показать образ будущего, в которое хочется поверить.

Ольга Краснова

Ведущий архитектор BQ Студии, Санкт-Петербург, участник команды «Фарфорист»

© ДОМ.РФ

Таким образом, основной целью проекта для команды из программы Архитекторы.рф (авторы брифа метко и иронично назвали его «Фарфорист») стала пересборка действующего предприятия с богатым наследием и идентичностью через интеграцию в креативную экономику и усиление экономического развития территории.

Полевые исследования и междисциплинарный подход 

Все участники команды в один голос утверждают, что очень важной оказалась экспедиция непосредственно в Сысерть и на производство. Вместе с директором завода Натальей Жердевой и автором учебного задания Максимом Аньшиным они сформулировали главное — целеполагание. Провели эффективные встречи с мэром города, сотрудниками завода, местными сообществами и участниками экспедиции «Открываем Россию заново», которые как раз в это время исследовали наследие завода Сысерти.

© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ

Все это в совокупности помогло уточнить задачу и сфокусироваться на реальных проблемах. Например, выявить специфический запрос на создание нового культурно-производственного пространства — не для массового туриста, но для процветания и самовыражения местных жителей: работников фарфорового производства, мастеров и предпринимателей.

Один из интересных исторических фактов состоит в том, что глины на территории Сысертского округа в XVIII веке стали добываться одновременно с железной рудой. Можно сделать вывод, что без глины Сысерть бы не появилась — это упоминает в своем описании сибирских и уральских заводов основатель города Георг Вильгельм де Геннин.  

Завод «Фарфор Сысерти» и сегодня использует уральское сырье. Предприятие обладает огромным потенциалом, связанным с культурологией и, конечно же, с туризмом. Оно уже привлекает внимание, но сколько еще можно сделать! Например, для туристов будет актуальна тематика работы с глиной и художественной росписью. 

Не все площади, которыми обладает завод, используются, и уже при существующем туристическом потоке возможно расширение услуг, а также создание кластера искусств, где творческие люди могут себя реализовать. Таким образом, завод может увеличить возможности для туристов и креативных предпринимателей, которые смогут использовать его площади как мастерские. Кроме того, фарфоровый завод без сомнения достоин создания большого музейного комплекса.


Александр Савичев

Архитектор, исследователь идентичности, куратор проекта «Сысертский завод-музей», выпускник программы Архитекторы.рф (4-й поток)

Самое ценное в теме — действующее производство и работники завода, которые переживают о будущем Сысертского фарфора. В инфополе часто возникают проекты ревитализации заброшенного завода или промышленной территории. Несмотря на красивые и функциональные решения в подобных работах, внутренне всегда возникала мысль «жаль, что завод не вернуть».

И как же здорово было попасть на программу Архитекторы.рф с задачей внедрить действующий фарфоровый завод в креативную экономику! Это уникальная возможность создать проект, привлекающий людей культурно проводить время на заводе (кроме традиционных экскурсий).

Филипп Верхотуров

Ведущий архитектор проектного отдела ДОМ.РФ, участник команды «Фарфорист»

© ДОМ.РФ

Как автор брифа «Фарфорист», я имел уникальную возможность посмотреть на Сысертский фарфоровый завод под новым углом благодаря взгляду команды опытных экспертов. Еще до программы я активно сотрудничал с заводом на общественных началах, придумывал проекты, подавал заявки на гранты. Участие в программе показало, как междисциплинарный подход, объединяющий архитектуру, экономику, туризм и урбанистику, может вдохнуть новую жизнь в историческое наследие, сохраняя аутентичность.

Максим Аньшин

Автор брифа «Фарфорист» 

По отзывам представителей завода, проект во многом состоялся из-за серьезного комплексного подхода, который продемонстрировали участники команды. В метафорическом «Сервизе решений» каждое предложение — от PR и ассортимента до туризма и благоустройства — органично дополняет друг друга. 

© ДОМ.РФ

До начала работы Сысерть представлялась мне таким сказочным для туристов местом, где есть и «Лето на заводе», и бажовское наследие, и хайповый фарфор лаборатории «Антихрупкость». Все так здорово работает. Зачем тут вообще мы? А дальше было наше исследование и знакомство с городом, показавшее многообразный и сложный контекст. В тени модных локаций мы нашли живое аутентичное производство, где время будто остановилось в период позднего СССР, и это — ценно.

Для меня случившийся проект — про открытость новому: новым местам, новым людям с разным уникальным опытом и мотивацией, проектной работе с гибким ТЗ и открытым финалом. Здорово и удивительно, как все это сложилось в наш «сервиз» — целостный, тепло принятый и, кажется, реально полезный заводу продукт. А еще про то, что главное — это не красивые мегапроекты, а вовлеченные люди, готовые действовать здесь и сейчас.

Оксана Сухорученко

Ведущий архитектор центра градостроительного развития Рязанской области, участник команды «Фарфорист»

Стратегия «быстрых побед» и путь пользователя

Участники команды сразу пришли к выводу, что заводу нужны оперативные, быстро реализуемые и недорогостоящие мероприятия. Прежде всего можно улучшить то, что уже создано руками работников. Например, выставить свет в фотозоне, разработать линейку текстиля для шоурума. По словам директора Натальи Жердевой — «неочевидные для заводчан, деликатные и профессиональные внедрения».

Студенты УрГАХУ обновили панно на фасаде, уже сейчас начато исследование наследия завода и формируется цифровой архив — база для будущего музея и креативного пространства. И именно подобные мероприятия важно запустить, пока глобальные решения еще прорабатываются. 

© ДОМ.РФ

Среди долгосрочных решений, предложенных командой, — создание образовательного кластера, сквера около территории, продуманная стратегия продвижения и организация музея, объектом показа которого станет процесс производства фарфора.  

У завода есть огромный пустующий цех, и в нем надо делать концерты. То есть там можно оборудовать концертный зал с большой сценой и устраивать в нем рейвы и всякие такие приколы. Мне кажется, это то, чего очень не хватает Сысерти. Конечно, нужен ремонт, но все условия есть! Это может быть не просто концертный зал, а клуб с кухней и рестораном — для чилл-зоны можно пристроить второй этаж.

Как еще один вариант использования пустующих площадей — создать на заводе мультифункциональное пространство для выставок и прочих мероприятий.



Александр Ивлев

Заместитель директора МБУ «Центр экономического и пространственного развития» Сысертского муниципального округа

«Фарфорист» — это тот случай, когда учебный проект на глазах превратился во вполне осязаемый ценностный продукт для стейкхолдера — Сысертского фарфорового завода. Пустующие цеха, заросшая территория, бесхозная набережная, неприглядный сайт, нераскрытый художественный потенциал изделий — на все нашлось быстрое решение. Именно такие решения — без больших затрат и сложного внедрения, но комплексные и эффективные, — сейчас нужны заводу.

Артем Власов

Тьютор программы Архитекторы.рф и проекта «Фарфорист», руководитель бюро Publica 

© ДОМ.РФ

Кроме того, пересборке подверглись и текущие линейки изделий завода: обновление ассортимента (премиальные линейки), диверсификация через коллаборации с HoReCa и новый каталог для маркетплейсов.

© ДОМ.РФ

По сути, был проанализирован весь путь пользователя — от экскурсий и мастер-классов до прогулки по окрестностям завода. По итогу был предложен набор простых реализуемых решений, касающихся оформления и благоустройства пространства, а также увеличения разнообразия продуктов и сценариев.

Моей задачей в рамках проекта было сделать завод более привлекательным для гостей (которые, кстати, уже сейчас приносят заводу не менее 10 % дохода). Хотелось найти здоровый баланс между чисто потребительской туристической оптикой, пониманием ограниченных ресурсов и сохранением аутентичности. 

Оксана Сухорученко

Ведущий архитектор центра градостроительного развития Рязанской области, участник команды «Фарфорист»

© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ

Ключевой посыл — человекоцентричность

Именно человекоцентричный подход был выбран для новой стратегии продвижения завода. Да, у него уже есть сайт, группы в социальных сетях, специалист по SMM. Сюда приезжают исследователи, а живописцы по керамике ведут свои странички и делятся процессом работы. Стильно оформлена витрина в новом магазине в центре Екатеринбурга: посуда размещена на фарфоровых элементах иконостасов. Но все это пока еще выглядит слишком разрозненно, инструменты продвижения работают по отдельности, а не в синергии.

© ДОМ.РФ

Между тем в малых городах отлично работает человекоцентричный подход: обычные истории обычных людей всегда привлекают внимание. Да и для выхода на региональную и федеральную повестку, где читатели устали от глобальных проблем, это выигрышная тактика. Поэтому «фарфористы» предложили «очеловечить» продукт, спозиционировать Сысертский фарфор как объект искусства, создаваемый людьми и для людей.

К созданию пиар-стратегии я подошла, как к созданию чайной тройки. Десертная тарелка, на которой все держится, — история о том, что фарфор делают люди для людей. Задача первого этапа — показать мастеров как носителей традиций.

Блюдце — это второй этап, задача сделать Сысертский фарфор модным, расширить аудиторию и повысить интерес.

Ну а чашка, или третий этап стратегии, — выход на бизнес-аудиторию из сферы гостеприимства и общественного питания. Для этого важно создать прецеденты использования продукции завода, начиная с местных кофеен.

Директор завода Наталья Жердева сказала: «Больших побед мы боимся. Нам нужны маленькие, бережные победы». Поэтому для меня самым большим вызовом стал подбор таких решений для стратегии, которые не потребуют от завода больших затрат. Ни финансовых, ни человеческих.

Сейчас я работаю над созданием инструмента, который поможет настроить системную коммуникацию между бизнесом, властью и жителями в малых городах. И пиар-стратегия для «Фарфора Сысерти» может стать одним из кирпичиков в этом процессе.

Мария Савичева

Эксперт по коммуникации, Сысерть, участник команды «Фарфорист» 

© ДОМ.РФ

Благодаря самоотдаче всей команды итоговый проект «Фарфорист» получился хорошо проработанным и вдохновляет на реализацию заложенной в нем стратегии! По счастливому совпадению, одна из участниц команды — Мария Савичева, жительница Сысерти, и для нее наш проект имеет особое значение, и мы с Машей наконец-то познакомились лично! Особенно отрадно то, что мы продолжаем работу над проектом уже после его защиты и, надеюсь, в полной мере реализуем его!

Максим Аньшин

Автор брифа «Фарфорист» 

Ориентацией на людей — причем скорее местных жителей, нежели приезжих, — пронизан и блок «сохранение наследия и образование». Команда предложила три пути: создать архив изделий как живой банк идей для переосмысления; открыть Сысертскую школу фарфора, где мастера завода будут передавать навыки новому поколению, от детей до взрослых; запустить арт-инкубатор для местных мастеров, чтобы помочь им развивать свои бренды и связать их с покупателями.

Я взяла на себя, пожалуй, один из болезненных запросов — «Сохранение наследия и образование». Его озвучивали все: от директора завода до мэра города. И образовательная резиденция с профильными вузами — тот проект, который способен запустить правильные процессы и заложить основу долгосрочной стратегии по подготовке кадров на заводе.

Ольга Краснова

Ведущий архитектор BQ Студии, Санкт-Петербург, участник команды «Фарфорист»

© ДОМ.РФ

Мы хотим, чтобы фарфоровый завод — как культурный и творческий феномен Сысерти — был еще и образовательным пространством. Наш город входит в глобальную сеть обучающих городов ЮНЕСКО, и хочется, чтобы весь контур и вся среда на заводе были сосредоточены на образовательном контексте: практики и мастерские для художников, освоение профессий для детей и взрослых. Образование и производство должны максимально сближаться. И чем разнообразнее будет такая среда — тем лучше. 


Дмитрий Нисковских

Глава Сысертского муниципального округа

Таким образом сервиз сложился! И главный его паттерн — уверенность в выбранном пути активации территории, благодаря чему завод может действительно стать новой аттракцией и для туристов, и для творческих сообществ. Очевидно, этой уверенностью прониклись и сотрудники завода, и местные художники — осталось только дождаться результатов. 

© ДОМ.РФ
© ДОМ.РФ

В качестве тьютора проекта мне посчастливилось и было любопытно наблюдать переход команды от рассмотрения вполне очевидных решений в духе «разработать архитектурную концепцию» к более глубоким, ценностным ориентирам, учитывающим локальную специфику и судьбы конкретных людей — сысертчан.

Артем Власов

Тьютор программы Архитекторы.рф и проекта «Фарфорист», руководитель бюро Publica 

© ДОМ.РФ

Я и команда «Фарфориста» верим, что когда вы увидите реализованные проекты — у вас возникнет одна мысль: как ярко цветет жизнь на фарфоровом заводе. 

Филипп Верхотуров

Ведущий архитектор проектного отдела ДОМ.РФ, участник команды «Фарфорист»

Команда «Фарфористы» на программе Архитекторы.рф
Поделиться
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей