Дом Мельникова «как в кино»

Дом Мельникова «как в кино»

1 ноября 2025
16 минут

31 октября В Москве в пространстве «АКИ.лаб» на Большой Никитской при поддержке ДОМ.РФ прошла презентация документального фильма «История одного дома: мастерская времени», который посвящен Дому Мельникова, выдающемуся образцу архитектуры, ставшему культурным наследием России. 

© ДОМ.РФ
Наринэ Тютчева, руководитель бюро «Рождественка» — генерального подрядчика реставрации Дома Мельникова

В кадре и за кадром

Дом Мельникова, построенный в 1929 году, долгое время оставался жилым для потомков семьи Константина Степановича. В 2014 году его признали объектом культурного наследия и приказом Министерства культуры учредили Музей Константина и Виктора Мельникова, который, в свою очередь, стал филиалом Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева. Однако на поиски средств на восстановление дома понадобилось значительное время: лишь в 2022-м дом был закрыт для посещения, а в 2023 году здесь начались масштабные реставрационные работы.

В представленном фильме «История одного дома: мастерская времени» запечатлены уникальные кадры, когда творение Мельникова было особенно хрупким и открытым, а также многочисленные исторические фотографии на разных этапах существования объекта. Эти документы в том числе были представлены на выставке «Образы Дома Мельникова» в марте 2024 года. Выставка прошла в Аптекарском приказе Музея Архитектуры и была посвящена 135-летию со дня рождения архитектора.  

© ДОМ.РФ
Выставка «Образы дома Мельникова» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Среди участников фильма — директор Музея Мельникова Анна Кистанова, Наринэ Тютчева — глава архитектурного бюро «Рождественка» (генерального проектировщика реставрации дома), правнучка архитектора Наталья Мельникова (по совместительству старший научный консультант Музея Константина и Виктора Мельниковых). Все они увлеченно рассказывают о Мельникове-архитекторе, истории создания его дома, его бытовании, об исследованиях, которые были проведены архитекторами бюро «Рождественка» в преддверии реставрации, а также о меценатской поддержке компании ЛСР, которая помогает с финансированием реставрационных работ.

© Фонд ДОМ РФ

Тренд на историю

Вопрос, всегда ли реставрация требует значительных временных и финансовых затрат и может ли быть рентабельной, стал основной темой дискуссии «Тренд на историю», которая предваряла премьерный показ фильма. Модератором выступила Ксения Голубева — руководитель Проектного отдела ДОМ.РФ.

Она рассказала о важности программы кредитования ОКН. По ее мнению, льготная ставка от 4 до 9 % позволяет предпринимателям быстро принимать решение об инвестировании в объекты ОКН, а иногда и завершить уже начатые за свой счет проекты. 

Интерьер дома Мельникова в процессе реставрационных работ

Архитектор Наринэ Тютчева, руководитель бюро «Рождественка», привела ряд примеров из своей многолетней практики, которые демонстрируют, что реставрация экономически выгодна и окупает себя сполна, так как создает прибавочную стоимость. Так случилось с первым офисом «Рождественки» в Кадашевском переулке, в котором архитекторы просуществовали 20 лет после реставрации аварийного здания в 1998 году. По словам Наринэ Тютчевой, себестоимость реставрационных работ в итоге оказалась в 10 раз ниже рыночной стоимости дома.

Правда, Анна Кистанова, директор Музея Константина и Виктора Мельниковых, усомнилась в перспективах окупаемости реставрационных работ музея, шутливо заметив, что для этого придется сдавать дом в аренду для проживания.

   

© ДОМ.РФ
Наталья Мельникова, старший научный консультант Музея Константина и Виктора Мельниковых, правнучка архитектора Мельникова

И конечно, все участники дискуссии говорили о важнейших для них аспектах работы со зданием в Кривоарбатском переулке. 

Наталья Мельникова подчеркнула, что применительно к объектам культурного наследия корректнее использовать не термин «реставрация», а «проект сохранения подлинности». А в случае с домом Мельникова, по ее мнению, важно просто приспособить здание к дальнейшей жизни. 


Наринэ Тютчева сделала акцент на сохранении замысла великого мастера, так как дом построен «фактически без денег и без материалов», а в итоге стал шедевром.

Анна Кистанова, директор музея, напомнила о том, какое значение имеет освещение процесса реставрации в публичном поле. 

Сегодня следить за тем, что происходит, может каждый — в социальных сетях и на сайте музея.

Поделиться
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей