Библиотека архитектора и урбаниста. prodigest-2025

Новое издание Анны Мартовицкой — бывшего главного редактора журнала СПИЧ и создательницы видео- и телеграм-канала «Архиблог» — исследует архитектуру как бизнес. В частности, первый номер посвящен конкуренции — неотъемлемой составляющей профессиональной жизни архитектора. Конкретно — конкурсам и премиям: инструментам разработки и последующего продвижения наиболее знаковых современных объектов.

Костяк 400-страничного журнала, изданного совместно с арт-директором Денисом Дмитриенко, — своего рода практическое руководство участника конкурса: здесь даны определения всем основным понятиям, описаны действующие лица, основные этапы и финансово-юридические аспекты. Отдельный блок посвящен консорциумам, включая перечень из 300 зарубежных бюро, которые готовы вступать в творческие союзы с российскими коллегами.

© Prodigest

В качестве иллюстрирующих материалов — статьи о Театре им. Галиасгара Камала (образцовый пример реализации проекта — победителя международного конкурса), Российской молодежной архитектурной биеннале, в основе которой был конкурс (жаль, что последняя была 4 года назад, и вряд ли этот формат возродится), а также выставке «АРХ Москва». Последней в этом году исполнилось 30 лет, и важной составляющей выставки всегда была конкуренция — как между молодыми архитекторами (проект NEXT!), так и среди уже опытных специалистов (борьба за звание «Архитектор года»).

© Prodigest

Звание, правда, ближе к статусу премии — и еще один большой раздел prodigest посвящен именно профессиональным наградам. В нем собрано и описано 100 российских и международных премий: организаторы, номинации, условия участия и сроки подачи. Что бесценно — каждая из этих премий была отдельно проверена на лояльность к российским конкурсантам. Хотя для полноты представления было бы уместно указывать (и показывать!), например, победителей последних лет. Особенно это актуально для нестуденческих соревнований: сразу был бы понятен уровень и статус участников. Надеемся, журнал продолжит развиваться и в следующих номерах описания премий будут расширены.

© Prodigest

То же замечание касается списка иностранных архитектурных компаний: хотя бы минимальные визуальные характеристики их творчества сказали бы коллегам-архитекторам гораздо больше, чем текстовые описания.

Зато богато проиллюстрирована статья о премии International Architecture Awards, которая отпраздновала 20-летие: в ней исторически много российских участников. Еще четыре материала — о рабочих пространствах для архитекторов и девелоперов (о некоторых мы писали тут). Кроме того, колонки для первого выпуска prodigest написали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, архитектурный критик Мария Элькина, архитектор Амир Идиатулин и основатель Агентства «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский (агентство выступило аналитическим партнером издания).

Приводим здесь отрывок из статьи архитектурного критика Марии Элькиной — о роли конкурсной практики в сегодняшних реалиях. И еще раз поздравляем всех причастных к новой инициативе: все-таки периодических изданий об архитектуре в бумажном формате осталось критически мало, так что каждое — на вес золота (хотя конкретно prodigest довольно легкий и компактный — 160х220 мм — несмотря на внушительный объем). А заветная кнопка для заказа — вверху этой страницы!

«Значение конкурса совершенно не обязательно исчерпывается его непосредственным результатом или только качеством поданных проектов, хотя то и другое важно. Беседки в Ла Виллет, которые сам архитектор назвал «шалости», большую часть времени простаивают безлюдными, но это не умаляет ни красоты задумки, ни колоссального влияния на развитие архитектурной мысли. Состоявшийся в 2013 году международный конкурс на парк Зарядье в Москве не только помог выбрать по-настоящему знаковый проект, но и стал воплощением открытости миру и нового курса в градостроительной политике российской столицы. Словом, архитектурный конкурс может быть настоящим манифестом ценностей своего времени и места. Но мир меняется, и не всегда в лучшую сторону.

Что такое архитектурный конкурс в идеальном представлении о нем? Это высокие профессиональные стандарты, смелость, амбициозность, возможность пригласить разных и лучших профессионалов в жюри и в качестве участников, открытость новому, беспристрастность.

Чем конкурс очень часто становится на практике? Бюрократической процедурой, которая легитимизирует выбранный проект в публичном поле и в которой нет и намека на гарантии объективности и компетентности решений.

Сегодня конкурсы, увы, все чаще становятся способом управления общественными настроениями. В Петербурге, где я живу, в абсолютном большинстве конкурсов, организованных Союзом архитекторов или профильным правительственным комитетом, год от года одни и те же участники и победители, и за 15 лет ни одного интересного выигравшего проекта. Зато на все возражения вам ответят, что вот, мол, все выбрали честно и публично.

В этом суть бюрократии: она способна любую процедуру, изначально нацеленную на достижение большего разнообразия и большей новизны, превратить в инструмент, который призван выдавать средний скучный результат. Этому невероятно способствует общий настрой цивилизации. Если тридцать лет назад он был скорее оптимистичным, то теперь во главу угла поставлены страхи. «Мы выбрали этот проект, так как другой нарушал исторический ландшафт», «мы выбрали этот проект, потому что он создает социальную справедливость», «мы не выбрали тот выдающийся проект из-за того, что он слишком дорогой и может задеть чьи-то чувства». И в этой ситуации конкурсы с их публичностью в равной степени увеличивают и уменьшают шансы создать что-то в хорошем смысле из ряда вон выходящее».

Мария Элькина

Архитектурный критик, куратор, автор телеграм-канала «Город, говори»

Поделиться
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей