Библиотека архитектора и урбаниста. «Круги капрома»
В 2025 году в издательстве TATLIN вышла книга «Круги капрома». Архитектор Даниил Веретенников, урбанист Гавриил Малышев и искусствовед Александр Семенов, придумавшие сам этот термин — «капром» (от «капиталистический романтизм»), исследуют основные признаки (круги) постсоветского стиля: начиная от вполне себе физических (используемые материалы) до искусствоведческих (региональная специфика), маркетинговых (нейминг) и социальных (фрейдистские подоплеки формообразования). Так в пронизанном символизмом и культурными отсылками повествовании отпечатки «эпохи архитектурной вседозволенности» предстают объектами если не любви (хотя со стороны авторов это именно так!), то безоговорочного признания.
«Круги капрома» — уже вторая книга о «капиталистическом романтизме» вышеупомянутого коллектива авторов: в 2022 году в издательстве «АСТ» увидел свет путеводитель по постсоветской архитектуре Петербурга «Клизма романтизма». Это название — еще один «бренд» трио Веретенников — Малышев — Семенов: под ним они ведут свой канал в Телеграм. Как можно догадаться — тоже посвященный капрому.
Так что же такое капром? С ним знаком каждый, кто прогуливался мимо старых «стекляшек» бизнес-центров, жилых комплексов, богатых декором; мимо зданий железнодорожных вокзалов и пенсионных фондов причудливых форм. В 1990–2000-е годы романтика свободы охватила буквально всю Россию — но и страны бывшего СССР тоже.
Поэтому по сравнению с путеводителем в «Кругах капрома» авторы еще больше проявляют масштаб явления и еще более системно подходят к его изучению, не переставая при этом изобретать новые термины и понятия: эксгибиционизм, членинизм, капрометирование, ироничный ордер.
Собственно, свойственная постмодернизму ирония — это то, что неизменно пронизывает всю капромовскую риторику. Наглядно показывая, что постмодернизм, к которому иногда относят произведения капрома и которому свойственна ирония над стилями прошлого, возможно, правильнее было бы называть постиронией в архитектуре. Когда действительно непонятно — это они спроектировали на полном серьезе или как?
Ну что же, как минимум к самому капрому авторы «Кругов» относятся вполне серьезно и искренне. И сделали еще один серьезный шаг на пути его популяризации.
Чем больше правды мы узнаем о девяностых, тем сильнее удаляемся от консенсуса в отношении к ним. Сторонникам двух мифов об этих временах — «золотого» и «черного» — все сложнее понять друг друга. Первые убеждены, что это была эпоха отчаянных свобод и беспрецедентных возможностей. Вторые вспоминают лишь об убийствах и беспределе.
Два эти нарратива в равной степени транслируются и на архитектуру. В первом случае здания становятся прижизненными памятниками гласности, политическому плюрализму, свободе вкуса и расцвету независимой культуры, во втором — вещдоками эпохи малиновых пиджаков, рейдерских захватов, залоговых аукционов и «семибанкирщины».
Мы задумали книгу об архитектуре капиталистического романтизма не для того, чтобы развенчать один из этих мифов. Напротив, нам интересно наблюдать за развитием их противостояния, которое разворачивается в блогах и на форумах.
Наша задача была куда более скромной: окинуть взором все многообразие форм, идей и смыслов, нашедшее отражение в постсоветской архитектуре, и собрать под одной обложкой упоминания этих явлений. Кое-где мы пытаемся рассуждать о причинах их возникновения, но эти рассуждения редко претендуют на статус научных гипотез.
Для нас было важно сделать обзор этой архитектуры — такой, какая она есть на самом деле, без обеления и приукрашивания. Поэтому нас мало интересовали каталоги выставок и архитектурных премий того периода: собрать коллекцию самых обласканных критикой построек не сложно, но как будто не объяснительно.
Мы хотели получить не очередную выставку достижений народного хозяйства, а по возможности достоверный портрет эпохи, в которой повседневному уделяется не меньше внимания, чем экспертному. Только в таком режиме можно утверждать, что постсоветская архитектура — это важное культурное явление, которое по меньшей мере заслуживает внимания, а если присмотреться ближе — то и любви.
Архитектор, городской планировщик, исследователь, соавтор книги «Круги капрома» и тг-канала «Клизма романтизма», выпускник программы Архитекторы.рф
Приводим здесь отрывок из главы «Зеркальное стекло»: вместе с «Полированным гранитом» она отвечает за «стройматериальную» составляющую книги.
Капром — зеркало постсоветской эпохи и нас самих. Особенно четко это отражается в «стекляшках» зрелого капрома. Их зеркальное остекление стало такой же неотъемлемой частью культурного ландшафта, как глухие заборы и тонированные стекла авто. Ну не любит наш народ жить напоказ, не любит публичности. Какой там коммунальный быт, какое обобществление собственности? Забудьте навязанные сверху модернистские «аквариумы», принцип прозрачности и прочие приблуды. Хочется как в лучшем сценарии пряток: я вижу всех, а меня — никто.
Премиальность предполагает приватность. Гонять на «черном бумере» с тонированными стеклами или чилить в застекленной лоджии с золотистым отблеском — круто. А еще круче делать это в самых престижных местах. Жилой комплекс VIP-класса «Аврора» (2005) с панорамными видами на Неву и центральную часть Петербурга доказал, что роскошно жить не запретишь. Семидесятиметровая глянцевая махина, увенчанная шпилем, выросла на берегу главной городской реки в первой половине нулевых. Строительство жилого дома сопровождалось серьезной критикой градозащитников, опасающихся за сохранение небесной линии города. Даже в советское время здесь не решились построить вертикальный объем, а ограничились сравнительно невысоким модернистским параллелепипедом гостиницы «Ленинград».
Но в эпоху оголтелого капитализма вспомнили о давнем гештальте. Закрывали его долго и со скрипом. Застройщику и группе архитекторов под руководством Тимофея Садовского пришлось обить пороги нескольких судов, прежде чем строительство их проекта разморозили. Огромное количество стекла в итоговом здании объясняется некоторым компромиссом с недовольной общественностью — «Аврора» как бы должна была растворяться в питерском небе. Изначально все окна были тонированы под синий цвет, но в процессе выяснилось, что безоблачное небо не характерно для Петербурга. Пришлось соответствовать и менять остекление на обычное прозрачно-серое.
Жилой комплекс, кстати, не первый «синяк» этого района. Синий ребристый фасад концертного зала гостиницы «Санкт-Петербург» (1970) украшает набережную с середины 1980-х. В это же время неподалеку сооружается «Синий дом» (1987), облицованный плиткой соответствующего цвета. А на противоположном берегу Большой Невки стоит Нахимовское училище (1912) нежно-голубого цвета. Поговаривают, что именно его стройными формами вдохновлялись создатели «Авроры».
Казаться невидимыми, раствориться в историческом центре Питера пытались и другие постройки. В 2004 году в самом сердце города, на Сенной площади, вырос громадный стеклянный «айсберг» под названием «ПИК». На стадии проектирования архитектурный облик этого торгово-развлекательного комплекса не раз менялся. Авторские коллективы, от мастерской Анатолия Столярчука до «СУАР.Т-Проекта», долго пытались понять, какое именно решение будет приемлемо на извечно проблемной Сенной площади. Еще Родион Раскольников ощущал здесь дискомфорт, и за полтора века мало что изменилось. Людная, шумная, архитектурно дробная, с нарушенной красной линией, она требовала кардинальных мер.
В то же время это злачный кусок земли, способный обеспечить своим владельцам непрерывный звон кассы. Делать нечто уныло-невнятное в таком ответственном месте — все равно что себя не уважать. К тому же близился 300-летний юбилей города, и подарок должен был соответствовать масштабу празднования.
Возможно, именно этим объясняется дерзновенность архитектуры комплекса. А недовольным можно ответить, что в его зеркальном фасаде красиво отражаются центральные достопримечательности.
Петербург в плане архитектуры очень консервативный город, и любая «стекляшка» здесь воспринимается как личное оскорбление. Тем не менее в России достаточно мест, где к стеклу относятся спокойнее. Дерзновенные громады Дома правительства Московской области (2007) и самого высокого в Европе стометрового железнодорожного вокзала Самары (2001), построенного на месте снесенного дореволюционного, появились с разницей в шесть лет, но кажется, что это единый комплекс. Словно вышедшие из-под руки восторженного архитектора, впервые познавшего счастье тридэмакса, они формируют геометрические хитросплетения, готовые отразить все и вся. Ослепительные символы страны, поймавшей недолгий кайф от ресурсной иглы.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие Фонду ДОМ.РФ (ИНН 7704370836, ОГРН 1167700063992)(далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• Фамилия
• Имя
• Отчество
• Номер мобильного телефона
• Регион
• Город
• Текущее место работы
• Текущая должность
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях рассмотрения моей кандидатуры на участие в отборе на программу «Городские экспедиции» (далее – Программа), формирования списка кандидатов и участников Программы, организационно-информационного сопровождения моей кандидатуры на всех этапах отбора и проведения Программы, включая информирование о результатах отбора, расписании, организационных вопросах (включая сообщения по электронной почте), документирование результатов прохождения Программы, в том числе формирование и выдачу именных сертификатов участникам, успешно завершившим Программу.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям:
• ПАО ДОМ.РФ (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270), расположенному по адресу: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС КИ ПИ АЙ» (ИНН 7731647759, ОГРН 107746278298), расположенному по адресу: 121614 г. Москва, ул. Осенняя, д. 14, оф. 125;
• ООО «САППОРТ ПАРТНЕРС» (ИНН 7731374438, ОГРН 1177746650355), расположенному по адресу: 105066, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр.9, помещ. 57/3;
• ООО «Новая земля» (ИНН 6455059009, ОГРН 1136455002122), расположенному по адресу: 420061, Республика Татарстан (Татарстан), г.о. город Казань, г Казань, ул Николая Ершова, д. 1а, этаж 8, помещение. 853;
• ООО «Твига Диджитал Перформанс» (ИНН 7709484805, ОГРН 1167746161263), расположенному по адресу: 115114, город Москва, Дербеневская наб, д. 7 стр. 22, этаж 4 помещ. XIII, ком. 89 .
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.