В нашем сегодняшнем выпуске еженедельной рубрики — основатели бюро Sheredega Consulting, архитекторы, социологи, члены экспертных советов и рабочих групп Минстроя по формированию комфортной городской среды и созданию водно-зеленого каркаса, соавторы многочисленных мастер-планов территорий и исследований комплексных проектов развития городской среды по всей России. Соответственно, говорят о наболевшем: о реализации мастер-плана как живом неконечном процессе, буквальности трактовки понятия «идентичность», частой сменяемости городских властей как причине отсутствия долгосрочных стратегий и несовершенстве 44 ФЗ.
Конечно, это мастер-план и его состав: кто и как должен его делать. Но нам интересна более глубокая тема: комплексность подхода к мастер-плану и его неконечность. Реализация мастер-плана – это живой процесс. Самое важное начинается после того, как проект сдан и настало время идти по дорожной карте. Кто непосредственно занимается реализацией? Как реагируем на возможную смену стадий и концентрации изменений в случае непредвиденных обстоятельств? Как часто надо сверять и пересматривать подходы, этапы, качество, количество изменений? Кто и когда будет определять необходимость разработки следующих, новых этапов мастер-плана? И так далее.
основатели бюро Sheredega Consulting, архитекторы, социологи, члены экспертных советов и рабочих групп Минстроя по формированию комфортной городской среды
«Мы научились делать сам мастер-план. А вот как этому продукту жить, есть ли кому этот продукт внедрять – это вопросы без однозначных ответов».
Продолжая тему управления и реализацию планов по развитию городской среды, мы видим тренд на образование центров компетенций в регионах. Есть города, которые заводят центр компетенций сами, есть регионы, где таких центров уже несколько, — и это здорово, это дает возможность реализовывать сложные проекты, междисциплинарные, межтерриториальные проекты. Обратите внимание: регионы и города, которые работают по системе управления территорий через региональные центры компетенций или институты развития городов, более успешны, более узнаваемы.
Третий явный вопрос на повестке дня, с которым мы работаем, это развитие туризма в регионах. Со времен пандемии — а после геополитических событий особенно — россияне стали выбирать туристические направления внутри страны. Сейчас существует приличное количество федеральных и региональных программ по развитию туризма, в том числе образовательные программы для чиновников по разработке стратегий туристического развития муниципалитетов. По национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» выделено 12 макротерриторий, на часть из них разработаны мастер-планы, регионы разрабатывают туристические стратегии, города — в том числе и малые — в свое время поучаствовали и получили гранты по конкурсу создания туристического кода города.
«Власти, научившиеся работать со стратегиями, очевидно, выигрывают экономически, социально и рейтингово».
Жители почувствовали свое влияние на проект — теперь надо учитывать их мнение. Проектным институциям (проектным бюро, городским проектным институтам) стоит обзавестись специалистами с соответствующими компетенциями, которые бы коммуницировали, вели и согласовывали проекты с горожанами.
В добавок к предыдущему тренду добавим тренд включения предпринимателей и городских акторов в проектирование, синхронизированное с другими городскими программами и территориями.
Тренд на устойчивую экологическую обстановку — наличие водно-зеленого каркаса в городе. Многие предыдущие ораторы сказали про это. Не хотим повторяться, но считаем, что это важный тренд и должен быть в нашем списке.
Следующее — идентичность регионов и места. Наша страна многонациональна и многоконфессиональна, ни в коем случае не стоит заводить единые решения, слизанные из мирового опыта. Слово идентичность сейчас заезженно, многие проектировщики и управленцы воспринимают понятие идентичности слишком буквально и начинают везде вставлять матрешки и наличники, хотя понятие намного глубже.
«Очень важно учитывать разность менталитетов, традиций, уклада жизни регионов, но делать это более философски, наполнять смыслами, а не лапидарно лепить орнаменты на фасады».
Таких много. Особенности 44 Федерального закона, слабая экспертность администрации в роли заказчика, отсутствие компетенций в штате и так далее. Основная проблема, которую мы бы выделили, — это частая сменяемость власти. Случается, чиновник, занимая свой пост, не может планировать срок своего правления, и поэтому ориентируется на решения с быстрым результатом, ему нужны быстрые победы. Долгосрочные стратегические планы не в приоритете.
Или бывает, если что-то и планировалось в долгую, а глава, скажем, ушел, он и всю свою команду с собой увел, приходят новые люди — и все начинается с чистого листа. Причин несколько: во-первых, банально не налажен процесс передачи дел, документов, материалов, во-вторых, у нового главы может быть совершенно другое видение, другие превалирующие сферы.
Региональные центры компетенций помогают — как раз они несут в себе источник знаний всех планов развития, а часто именно они являются разработчиком стратегий и держат фокус внимания на необходимости комплексного развития городов. Но они работают не во всех регионах и в последнее время (есть такие случаи) их работа тоже зависит от сменяемости региональной власти.
Конкурс Минстроя МГИП как инструмент меняет подход проектировщиков, растит центры компетенций, растит профессионального заказчика в регионах и городах. Конкурсу 7 лет, уже очень многое реализовалось благодаря ему, и прошло достаточно времени, чтобы можно было проанализировать, как живут городские пространства, как меняется социальная сфера, как ведут себя городские и региональные администрации. На основе нашего внутреннего анализа могу сказать, что МГИП, безусловно, прекрасный опыт для страны.
Нам нравится проект водно-зеленого каркаса Казани: это знаковый проект, показывающий, что экологическая повестка занимает свое законное место в составе градостроительной работы.
Редкий кейс для нашей страны — Театр Камала в Казани. Проект, реализованный по международному конкурсу почти без изменений за невероятно короткий срок.
Бетонные сады Острогожска — очень крутой и правильный подход к среде. Стоит отметить и подход Министерства Благоустройства Московской области — с цифровизацией и стандартизацией проектирования, согласования и строительства. Это позволяет им управлять огромным количеством проектов в регионе.
И еще хочется сказать про мастер-план Мурманской агломерации: это хороший пример системного подхода в управлении и реализации мастер-плана и его частей. Принятый мастер-план уже обрел команду управления, воплощаются в жизнь следующие этапы, отдельные слои и участки стратегии развития уже вышли на стадию реализации — и это происходит очень быстро, целостно и системно.
Надо законодательно, в обязательном порядке и в каждом регионе, вводить экспертные советы. Чтобы была профессиональная оценка проектов перед их согласованием и реализацией.
Также стоит поднять статус главных архитекторов городов и регионов.
«Отдельная большая проблема, которую мы уже упоминали, — 44 ФЗ. Кажется, пришло время что-то делать».
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.