«Пять вопросов архитектору/урбанисту». Юрий и Евгения Шередега

«Пять вопросов архитектору/урбанисту». Юрий и Евгения Шередега

В нашем сегодняшнем выпуске еженедельной рубрики — основатели бюро Sheredega Consulting, архитекторы, социологи, члены экспертных советов и рабочих групп Минстроя по формированию комфортной городской среды и созданию водно-зеленого каркаса, соавторы многочисленных мастер-планов территорий и исследований комплексных проектов развития городской среды по всей России. Соответственно, говорят о наболевшем: о реализации мастер-плана как живом неконечном процессе, буквальности трактовки понятия «идентичность», частой сменяемости городских властей как причине отсутствия долгосрочных стратегий и несовершенстве 44 ФЗ.

1. Какие темы, на ваш взгляд, составляют российскую урбанистическую повестку сегодня?

Конечно, это мастер-план и его состав: кто и как должен его делать. Но нам интересна более глубокая тема: комплексность подхода к мастер-плану и его неконечность. Реализация мастер-плана – это живой процесс. Самое важное начинается после того, как проект сдан и настало время идти по дорожной карте. Кто непосредственно занимается реализацией? Как реагируем на возможную смену стадий и концентрации изменений в случае непредвиденных обстоятельств? Как часто надо сверять и пересматривать подходы, этапы, качество, количество изменений? Кто и когда будет определять необходимость разработки следующих, новых этапов мастер-плана? И так далее.

Юрий и Евгения Шередега

основатели бюро Sheredega Consulting, архитекторы, социологи, члены экспертных советов и рабочих групп Минстроя по формированию комфортной городской среды

«Мы научились делать сам мастер-план. А вот как этому продукту жить, есть ли кому этот продукт внедрять – это вопросы без однозначных ответов».

Продолжая тему управления и реализацию планов по развитию городской среды, мы видим тренд на образование центров компетенций в регионах. Есть города, которые заводят центр компетенций сами, есть регионы, где таких центров уже несколько, — и это здорово, это дает возможность реализовывать сложные проекты, междисциплинарные, межтерриториальные проекты. Обратите внимание: регионы и города, которые работают по системе управления территорий через региональные центры компетенций или институты развития городов, более успешны, более узнаваемы.

Третий явный вопрос на повестке дня, с которым мы работаем, это развитие туризма в регионах. Со времен пандемии — а после геополитических событий особенно — россияне стали выбирать туристические направления внутри страны. Сейчас существует приличное количество федеральных и региональных программ по развитию туризма, в том числе образовательные программы для чиновников по разработке стратегий туристического развития муниципалитетов. По национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» выделено 12 макротерриторий, на часть из них разработаны мастер-планы, регионы разрабатывают туристические стратегии, города — в том числе и малые — в свое время поучаствовали и получили гранты по конкурсу создания туристического кода города. 

«Власти, научившиеся работать со стратегиями, очевидно, выигрывают экономически, социально и рейтингово».

2. На какие существующие и зарождающиеся тренды, связанные с развитием российских городов, следует обратить особое внимание?

Жители почувствовали свое влияние на проект — теперь надо учитывать их мнение. Проектным институциям (проектным бюро, городским проектным институтам) стоит обзавестись специалистами с соответствующими компетенциями, которые бы коммуницировали, вели и согласовывали проекты с горожанами.

В добавок к предыдущему тренду добавим тренд включения предпринимателей и городских акторов в проектирование, синхронизированное с другими городскими программами и территориями.

Тренд на устойчивую экологическую обстановку — наличие водно-зеленого каркаса в городе. Многие предыдущие ораторы сказали про это. Не хотим повторяться, но считаем, что это важный тренд и должен быть в нашем списке.  

Следующее — идентичность регионов и места. Наша страна многонациональна и многоконфессиональна, ни в коем случае не стоит заводить единые решения, слизанные из мирового опыта. Слово идентичность сейчас заезженно, многие проектировщики и управленцы воспринимают понятие идентичности слишком буквально и начинают везде вставлять матрешки и наличники, хотя понятие намного глубже.  

«Очень важно учитывать разность менталитетов, традиций, уклада жизни регионов, но делать это более философски, наполнять смыслами, а не лапидарно лепить орнаменты на фасады».

3. Какие факторы делают российские города хуже и препятствуют их динамичному развитию?

Таких много. Особенности 44 Федерального закона, слабая экспертность администрации в роли заказчика, отсутствие компетенций в штате и так далее. Основная проблема, которую мы бы выделили, — это частая сменяемость власти. Случается, чиновник, занимая свой пост, не может планировать срок своего правления, и поэтому ориентируется на решения с быстрым результатом, ему нужны быстрые победы. Долгосрочные стратегические планы не в приоритете.

Или бывает, если что-то и планировалось в долгую, а глава, скажем, ушел, он и всю свою команду с собой увел, приходят новые люди — и все начинается с чистого листа. Причин несколько: во-первых, банально не налажен процесс передачи дел, документов, материалов, во-вторых, у нового главы может быть совершенно другое видение, другие превалирующие сферы.

Региональные центры компетенций помогают — как раз они несут в себе источник знаний всех планов развития, а часто именно они являются разработчиком стратегий и держат фокус внимания на необходимости комплексного развития городов. Но они работают не во всех регионах и в последнее время (есть такие случаи) их работа тоже зависит от сменяемости региональной власти.

4. Какие проекты, связанные с развитием российских городов, последних года-двух являются знаковыми или наиболее интересными?

Конкурс Минстроя МГИП как инструмент меняет подход проектировщиков, растит центры компетенций, растит профессионального заказчика в регионах и городах. Конкурсу 7 лет, уже очень многое реализовалось благодаря ему, и прошло достаточно времени, чтобы можно было проанализировать, как живут городские пространства, как меняется социальная сфера, как ведут себя городские и региональные администрации. На основе нашего внутреннего анализа могу сказать, что МГИП, безусловно, прекрасный опыт для страны.

Нам нравится проект водно-зеленого каркаса Казани: это знаковый проект, показывающий, что экологическая повестка занимает свое законное место в составе градостроительной работы.

Редкий кейс для нашей страны — Театр Камала в Казани. Проект, реализованный по международному конкурсу почти без изменений за невероятно короткий срок.

Бетонные сады Острогожска — очень крутой и правильный подход к среде. Стоит отметить и подход Министерства Благоустройства Московской области — с цифровизацией и стандартизацией проектирования, согласования и строительства. Это позволяет им управлять огромным количеством проектов в регионе.

И еще хочется сказать про мастер-план Мурманской агломерации: это хороший пример системного подхода в управлении и реализации мастер-плана и его частей. Принятый мастер-план уже обрел команду управления, воплощаются в жизнь следующие этапы, отдельные слои и участки стратегии развития уже вышли на стадию реализации — и это происходит очень быстро, целостно и системно.

5. Если бы вы обладали неограниченными полномочиями, какие несколько решений вы бы приняли в свете развития российских городов?

Надо законодательно, в обязательном порядке и в каждом регионе, вводить экспертные советы. Чтобы была профессиональная оценка проектов перед их согласованием и реализацией.

Также стоит поднять статус главных архитекторов городов и регионов.

«Отдельная большая проблема, которую мы уже упоминали, — 44 ФЗ. Кажется, пришло время что-то делать».

Поделиться
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей