Главная движущая сила тех, кто инвестирует свои материальные и нематериальные ресурсы в исторические объекты, — это, конечно, любовь. Однако есть и ряд конкретных весомых аргументов, хорошо понятных бизнесу, сотрудникам муниципалитетов и горожанам. Поговорили с экспертами и собрали десяток ключевых тезисов — и еще больше кейсов и инициатив.

Частная школа Vector в Воронеже, бюро Insight ADB © Insight ADB

А что случилось?

Почему вдруг эта тема встала так остро? Во-первых, в связи с национальной программой расселения из аварийного и ветхого жилья: по очевидным причинам всеми признаками «ветхости» обладают здания, построенные в первой половине прошлого века и раньше. Но у них же часто обнаруживаются и «признаки» (а то и полноценный статус) объекта культурного наследия: по данным Министерства культуры, среди многоквартирных жилых домов в нашей стране сейчас таких 13 тысяч. И если ОКН не идут под снос сразу (хотя это вовсе не значит, что они не обречены просто тихо разрушаться под причитания сочувствующих, но в отсутствие соучаствующих), то остальные оказываются приговорены фактичес. ки к немедленной ликвидации и забвению. Профессиональное сообщество забило тревогу.

Во-вторых, тысячи исторических построек, не учтенных в реестре памятников, продолжают оставаться не то что не отремонтированными, но просто никому не известными и гибнут под напором равнодушных ковшей (или еще более равнодушных природных стихий). Единственные, кто про них знает и помнит, — это собственники, будь то частные лица или муниципалитет. И в большинстве случаев это ситуации, когда снести дороже, чем дождаться естественного разрушения. И если эти здания находятся в городе, то становятся неизменной причиной деградации и маргинализации среды вокруг себя. А городской среде нынче уделяется повышенное внимание.

Пакгаузы на Стрелке в Нижнем Новгороде, СПИЧ. Фото Дмитрий Чебаненко

В-третьих, из-за еще одной национальной программы — по созданию комфортной среды в исторических центрах малых городов и исторических поселениях — возникла необходимость уже на стадии подачи заявки на получение гранта находить партнера-инвестора: практически на любой улице или сквере в таких местах встречается если не памятник, то объект с богатой локальной идентичностью, которую нужно непременно проявить и сохранить. Федеральных бюджетов конкурса Минстроя РФ на это никогда не хватает.

В-четвертых, работу с наследием (и партнерство с частным бизнесом) предполагает реализация активно создаваемых мастер-планов районов и городов: например, для развития исторического района Започаинье в Нижнем Новгороде для каждого объекта был разработан подробный инвестиционный паспорт. В нем содержатся необходимые параметры участка и застройки, оптимальный, исходя из оценки всех факторов, сценарий развития и примерный объем вложений.

И наконец, из 155 тысяч объектов культурного наследия 30 тысяч — то есть более четверти — официально пребывают в неудовлетворительном состоянии. Поэтому в феврале 2024 года была инициирована новая государственная программа по восстановлению объектов культурного наследия: к 2030 году стоит задача привести в порядок не менее 1000 ОКН. Уже даже определены пилотные регионы: Забайкальский край, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Ярославская, Самарская, Нижегородская и Тверская области. Однако для реализации этих планов снова не обойтись без инвесторов: ДОМ.РФ как оператор программы тоже готовит подробные инвестпаспорта — как для бывшей тюрьмы «Кресты» в Санкт-Петербурге, — но все зависит от того, насколько успешно пройдут торги.

Так как же убедить бизнес в них участвовать? В чем его дивиденды от подобных вложений?

Ресторан «Третье место» в Санкт-Петербурге, DA bureau. Фото Сергей Мельников

Аргумент № 1: привлекательная локация

Большая часть исторической застройки сохранилась либо в исторических районах городов (а они всегда притягивают людей), либо в самых живописных природных уголках: наши предки умели выбирать себе место для жизни. Таким образом, идет ли речь о частной даче или отеле-ресторане — будущие владельцы и гости будут довольны.

«Зачем инвестировать в архитектурное наследие? Как имущественник позволю себе ответить на вопрос с позиции рынка недвижимости и выделить три ключевых фактора.

Локация — это определяющий параметр для большинства инвестпроектов в культурном наследии. Исторические здания часто находятся в самой привлекательной, центральной части города, либо за городом, но в наиболее живописных местах с уникальными видовыми характеристиками. Это естественным образом притягивает горожан и туристов — бесценное качество для различных коммерческих видов деятельности (рестораны, отели, торговля, выставочно-лекционные пространства, офисы креативных проектов и т.п.). 

Второе — сама архитектура старинных зданий. «Так сейчас не строят!» — это главный аргумент в пользу уникальности и привлекательности объекта для инвесторов. А для некоторых этот фактор воспринимается как обладание «трофеем». Инвестировать в такие сложные, но вдохновляющие глубиной исторического контекста здания становится вызовом и одновременно творческой отдушиной для бизнесменов из «серьезных» отраслей: сырьевых, промышленных и инвестиционно-финансовых сфер.  

Третье — высокая капитализация актива. Сейчас еще можно приобрести ОКН за 1 рубль или по очень невысокой стартовой цене. Если разработать востребованную функциональную концепцию и качественно, с вниманием к историческим деталям реализовать реставрационный проект, то рыночная стоимость таких объектов вырастет в разы. Но здесь важно уметь подобрать объект с понятным потенциалом, визионерски подойти к его перерождению, скоординировать активность неравнодушных жителей, привлечь внешние ресурсы, в том числе господдержку, на развитие территории вокруг и т.п. И это еще раз подчеркивает, что инвестировать в историческое наследие может и должен не каждый — простых решений для качественного результата в таких проектах недостаточно». 

Юлия Пацеля

Эксперт по территориальному развитию и инвестициям в культурное наследие, член Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ, автор телеграмм-канала Культурное ГЧП

Аргумент № 2. Неповторимая архитектура

Левашовский хлебозавод, реконструкция «Евгений Герасимов и партнеры», интерьеры ABD. Фото © RBI Group
И здесь неповторимая — не просто красивый эпитет: некоторые решения, которые встречаются в памятниках прошлого, вы буквально не сможете повторить: при новом строительстве современные нормы (пожарные например) подобного не потерпят и не пропустят. Не говоря уже о том, что какие-то технологии — прежде всего ручного труда — были начисто утрачены (тем важнее сохранить их плоды). Реставраторы, которые занимаются русским деревянным зодчеством, любят рассказывать, что наличники такой же тонкой деталировки, как делали в XVIII-XIX веке, не «осилит» ни один станок ЧПУ. Стоит ли говорить, что управляться так же ловко с топорами, как столяры-предки, мы тоже давным-давно разучились.

«Инвестиция в архитектурное наследие — это возможность создать уникальную концепцию бизнеса, где каждая деталь уже наполнена историей и смыслом. Когда вы работаете с наследием, у вас словно есть напарник, который поможет с идеей, вдохновением — тем, что в итоге сделает проект особенным, запоминающимся, не имеющим равных: это само здание, его история, история людей, которые имели к нему отношение.

Помимо вещей возвышенных – связи с историей, важности сохранять и беречь ее, в таком подходе есть и вполне понятные для бизнеса преимущества: работа с наследием позволяет создать уникальное коммерческое предложение, выстроить глубокую связь с аудиторией, предлагая посетителям не просто продукт или услугу, а опыт, который привлекает, запоминается и выделяет на фоне конкурентов.  

Так, ресторан Yale в Нижнем Новгороде — теперь одна из новых ведущих достопримечательностей города, не сильно уступающая по популярности Пакгаузам на Стрелке (которые тоже работают с наследием). А превращенный в школу сборочный цех «Русский Рено» стал сердцем и самой привлекательной, узнаваемой частью нового жилого квартала в Санкт-Петербурге».

Марина Юшкевич

Историк архитектуры, преподаватель Британской школы дизайна, автор телеграм-канала ReuseArch

Аргумент № 3: уникальное коммерческое предложение

Ресторан YALE в Нижнем Новгороде, Fruit Design Studio, NODE, 99 Recycle © Fruit Design Studio

В случае с исторической недвижимостью оно формируется из вышеперечисленных локации, архитектурных особенностей, атмосферы, связанной историей и памятью места. Но есть и более прагматичные факторы: например, в свежеотремонтированных домах гораздо проще найти небольшие площади в аренду, чем в новых постройках. Ремонт обуви на пяти «квадратах», ногтевой сервис на 20 и гончарная мастерская на 50 м2 — все это потенциальные резиденты кластеров в реновированных зданиях.

Аргумент № 4: хорошая капитализация вложений

При правильном подходе работа с наследием всегда себя окупает. Не с каждым памятником и не с каждым инвестором, но позитивных примеров столько, что миф, будто расходы всегда больше, чем ожидаешь, а прибыль — меньше (хотя так бывает), и ты неизбежно остаешься в накладе — развеивается. 

Галерея «Заварка» в Самаре, интерьеры Архитектурная мастерская Храмова. Фото © Архитектурная мастерская Храмова

В историческом центре Самары есть 129 квартал«В историческом центре Самары есть 129 квартал — 18 исторических зданий вдоль красной линии, которые из-за стройки метро хотели снести. И тогда вместе с Олегом Никитенко, который занимается темой приспособления со стороны бизнеса, мы сделали такую программу. Собрали три рабочих группы, в каждую из которых вошли кроме архитекторов социологи, экономисты и культурологи, и поставили одну из трех задач: полностью сохранить, частично реконструировать или полностью снести.

Все три группы работали независимо. И когда представили результаты, то выяснилось, что самой экономически эффективной оказалась финансовая модель тотального сохранения!

Другой интересный момент — все три группы сохранили историческую этажность и усадебную планировочную структуру. То есть подтвердили ценность не только самой застройки, но и ее средовых характеристик.

Если доведем этот кейс до конца, то будет первый в Самаре КРТ с сохранением исторических зданий».

Анастасия Кнор

Директор Благотворительного Фонда «Том Сойер Фест — Наследие»

Электростанция на территории речного порта в Тюмени, Сергей Вобликов, A61, Брусника, Анастасия Цюх. Фото Валерий Немиров

Причем удачные кейсы есть как у крупных девелоперов, так и у частных предпринимателей — таких, как тюменский реставратор Сергей Вобликов. Приобретя свое первое здание в родном городе — краснокирпичную электростанцию на территории бывшего речного порта, — он еще толком не знал, как им распорядится. Но уже несколько лет спустя стал одним из самых успешных предпринимателей по работе с исторической архитектурой. А на в обновляемом речном порту с его помощью реализуется целый исторический квартал (совместный проект с компанией «Даль»).

«Когда я покупал свое первое здание в 2016 году — здание первой электростанции Тюмени, — это была очень эмоциональная покупка. Я даже не понимал, что покупаю объект культурного наследия. Но я вырос неподалеку, прекрасно помнил эту электростанцию, и несмотря на единоличное участие в торгах — решился.

А потом эта тема начала затягивать. Сегодня у меня шесть исторических объектов в Тюмени и Тобольске. Но самый первый объект сработал как самореклама. Так что полученные благодаря нематериальным дивидендам новые проекты уже покрыли мои материальные затраты.

Отдельно отмечу уникальность нашего сотрудничества с Брусникой — союза реставратора и девелопера. С ее приходом на территорию тюменского речного порта все изменилось. Опасения по поводу моих рисков с реставрацией электростанции оказались напрасными. Я достаточно быстро сориентировался, что соседние участки тоже нужно выкупить. Кроме того жилого дома, который ОКН не является: его город сдает в аренду с возможностью оформления в собственность после восстановления».

Сергей Вобликов

Предприниматель, реставратор

Арт-галерея на Елоховском, BOMAR © BOMAR

Аргумент № 5: государственная поддержка

Чтобы достичь целей новой государственной программы по работе с ОКН, ДОМ.РФ и Министерство культуры проработали особые условия для инвесторов по реализации проектов. Главное из них — получение льготного кредита: на разработку проектной документации и на само восстановление памятника и его приспособление к современному использованию. При текущих значениях ключевой ставки Банка России для инвесторов будет действовать льготная ставка 7 % для 24 пилотных ОКН в восьми регионах — Забайкальский край, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Ярославская, Самарская, Нижегородская и Тверская области; для всех остальных ОКН — 17%. При этом срок срок реализации проекта не должен превышать 8,5 лет. «Кресты» в Санкт-Петербурге — один из таких крупнейших объектов, выставленных на торги в конце 2024 года.

«С уверенностью можно сказать, что сегодня инвестирование в архитектурное наследие страны является одним из перспективных и стабильных направлений для бизнеса.

Во-первых, речь идет о конкретных шагах поддержки правительства. В начале 2024 года Президент РФ анонсировал старт программы сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, цель которой — восстановление 1000 ОКН к 2030 году. Программа подразумевает льготное кредитование (ставка от 4%), а также дополнительные субсидии и поддержки на федеральном и региональном уровнях. Минкультуры РФ совместно с ДОМ.РФ разработали практический инструмент, портал наследие.дом.рф, где инвесторы — как частные, так и корпоративные — могут выбрать объекты для возрождения и получить информацию о поддержке. Благодаря этой программе у инвесторов есть беспрецедентная возможность получить доступ к уникальному историческому наследию, которое раньше было недоступно.

Во-вторых, последние годы невероятными темпами развивается внутренний туризм, формируя спрос на новые объекты HoReCa в регионах. В этом отношении у объектов культурного наследия как минимум три преимущества перед новостроем: выгодное расположение в исторических кварталах, история дома, которую можно интегрировать в будущий бренд, и архитектурная уникальность здания.  

В-третьих, это бережное отношение к собственной культуре и истории, поиск национальной идентичности. И наверно, это главный движущий фактор, который хоть и нельзя просчитать математически, но он уже сформирован в конкретный тренд исследования разнообразия культуры народов России».

Марианна Петренко

Архитектор, дизайнер интерьеров, почетный член Союза художников России, член Российской Ассоциации Реставраторов, восстановления объектов культурного наследия РФ, основатель архитектурного бюро BOMAR

Дома из проекта «Дом вдали» в Зарайске © ООО «Даль»

Аргумент № 6: некоммерческие поддерживающие инициативы

Посильную помощь в том, чтобы стимулировать людей инвестировать в историческое наследие, оказывают не только власти. Например, проект «Дом вдали» был придуман Александром Пчелинцевым, партнером компании «Даль». Проработав несколько лет в администрации Зарайска, он хорошо осознал, какой потенциально богатый ресурс в виде ветхого исторического жилья содержит один только небольшой подмосковный город. И разобрался в деталях, как перевести аварийный жилой фонд в нежилой — так, чтобы он стал интересен инвесторам. Оставалось дело за малым: найти покупателей. Так появилась платформа «Дом вдали» с описанием домов, готовых к продаже. При этом сотрудники платформы всегда готовы проконсультировать владельцев в отношении того, во что лучше конвертировать существующую постройку, будь то ОКН или просто историческая руина. 

Аналогичная инициатива снизу возникла в Самаре. Став колыбелью фестиваля «Том Сойер Фест», где силами волонтеров восстанавливаются фасады старых домов (сейчас — уже в 86 городах!), Самара пошла еще дальше: когда в 2022 году начали сносить по 50 домов в год, группа активистов (сегодня — благотворительный фонд) стала устраивать ярмарки и аукционы исторической недвижимости: сперва полуофициальные, потом лицензированные. В результате, например, за дом, снести который городу обошлось бы в 2,5 млн, они выручили 8, 5 млн руб. А сделав инвестиционный паспорт и полноценный виртуальный тур по одному из зданий — пустили его с молотка за 22,5 млн руб. 

«Чем больше мы занимались исторической недвижимостью, тем больше понимали, насколько у нас недооценен инвестор и его участие в процессе. Исследование, которые мы сделали год назад, показало, что инвестор в историческое наследие — это прежде всего внутренне очень мотивированный человек, который делает это столько для бизнеса, сколько из социальной ответственности перед потомками — «кто, если не я». То есть главная мотивация — идеологическая. 

Чтобы их поощрить, мы и придумали премию «Наследие дороже»: помимо «Том Сойер Феста» и наших «Ярмарок домов», мы недавно провели первый форум волонтерских практик в этой сфере, и наработанная база контактов позволила нам быстро продвинуть «Наследие дороже» в профессиональном сообществе.

21 января в Москве вместе с ВООПИК мы вручим премию в 6 номинациях: две для инвесторов («Бережная реновация»до и от 10 млн руб.), две для общественных инициатив («Креативный подход» и «Эффективный фандрайзинг»), одна для чиновников («Не сноси и сохрани») и последняя — за «Личный вклад».

Очень надеемся на поддержку всех неравнодушных и на то, что премия станет ежегодной».

Анастасия Кнор

Директор Благотворительного Фонда «Том Сойер Фест — Наследие»

Манеж в Звенигороде, реконструкция «Народный архитектор». Фото Арсений Россихин

Аргумент №7: возможность прикоснуться к истории и рассказать эту историю другим

Самые лирические причины мы приберегли на конец. Впрочем, лиричность отнюдь не отменяет их ценности: для многих, как можно было услышать в предыдущих комментариях экспертов, «добавленная стоимость» в виде эстетики и очарования истории важнее стоимости обычной. 

«Сейчас растет интерес к исторической недвижимости, появляются федеральные и региональные меры поддержки, которые сокращают издержки частных собственников. 

Но для нас главный ответ на этот вопрос — ценности.

Инвестируя в наследие, человек становится сопричастным к истории своей страны, оставляет в свое имя в истории.

И в «Доме вдали» 99% запросов мы получаем именно от людей, для которых сохранение наследия — не столько бизнес, сколько что-то личное и важное. И неважно, готовы они вложить 15 млн или 300 млн».

Александр Ивакин

Управляющий партнер компании «Даль», руководитель проекта «Дом вдали»

Пространство «Нетюрьма» в Мышкине, арт-группа Buro © Дарья Басанец

Возвращаясь к горячей теме «Крестов»: конечно, зарубежная практика конверсии тюрем существенно богаче, однако и в России есть примеры, когда люди берутся за работу с таким непростым наследием. Один из самых свежих — бывшая тюрьма в Мышкине (правда, в последние годы она успела побывать и госпиталем, и специнтернатом): Дарья Басанец, партнер арт-группы Buro (она же инвестор), насмотревшись на огромное количество преобразованных мрачных тюрем, где как правило не обходилось без музея пыток и рассказов о том, как тяжело жилось заключенным, решила сделать из него нечто противоположное — пространство свободы. Новый культурно-выставочный центр и бутик-отель так и назвали: «Нетюрьма».

«Инвесторы, которые имеют уникальную возможность выбирать, во что вкладывать, конечно, прежде всего руководствуются не финансовыми соображениями, а все-таки определенной идеологией бытия. Они вкладываются в архитектурное наследие потому, что наличие фактуры, у которой есть история, в соединении с современными подходами, с современным видением и ощущением, дает возможность создавать совершенно уникальные пространства.

Та же «Нетюрьма», сделанная в новых — прекрасных, холодных, но вычищенных — залах будет смотреться безусловно замечательно, как произведение искусства. Но в ней сразу же умрет флер необычности и того, что на сегодняшний день единственное потрясает людей. 

«Сочетание несочетаемого», формирование и преподнесение нового взгляда на понятные вещи — вот что позволяет привлечь внимание гораздо большей интенсивности, чем традиционные формы экспонирования. Поэтому в архитектурное наследие вкладываются инвесторы, прошедшие определенный жизненный путь и , как правило, понимающие конечный результат. 

И еще несколько слов про «Нетюрьму»: вокруг нас и так масса ограничений, поэтому хотелось создать антитезу несвободе — место, где человек понимает, что его устремления и развитие заключены только в нем самом; цель и смысл — освобождение от навязанных моделей и стереотипов.  

Мрачные казематы создать легко — сложнее в бывших мрачных казематах поселить дух творчества, дух праздника, свободы и движения. Поэтому я считаю «Нетюрьму» одним из самых сложных в своей более чем 20-летней практике. Создатели в тюрьмах многочисленных отелей и музеев арестантского работают исключительно с фактурой здания — но куда как важнее поиск и обретение новых смыслов».

Дарья Басанец

Архитектор, партнер арт-группы Buro, автор проектов реконструкций замков, водонапорных башен и т.п., инвестор

Аргумент № 9: просвещение и вовлечение горожан

Давайте еще раз вернемся к проекту «Дом вдали», который начинался с Зарайска, но постоянно обрастает новыми точками поиска ценного наследия (уже добавились Коломна и Елец).

Помимо расширения сферы влияния в плане географии и информирования инвесторов, у проекта со временем появилась и еще одна цель — неочевидная, но возымевшая потрясающий эффект. Это — вовлечение самих горожан, проявление ценности домов не только для покупателей, но и для тех, кто живет вокруг.

В Зарайске участники проекта сперва размещали на лотах информационные таблички: как ни странно, они всегда работают, обращают на себя внимание, люди подходят и читают — и особенно те, кто годами ходил мимо. С жителями разговаривали, вместе анализировали исторические фотографии, записывали воспоминания — и постепенно таблички (пока всего 20) начали дополняться более личной информацией. А в сентябре 2022 года, спустя почти три месяца после старта пилота по гранту, провели четырехдневный воркшоп с зарайскими школьниками. Его физическим результатом стал небольшой зин и карта-путеводитель по домам проекта — и то, и другое сегодня доступно для всех в туристическом центре Зарайска. Но чуть ли не важнее итог нематериальный. 

«Работая с детьми, мы часто слышали от них, что в Зарайске сейчас бесперспективно, нужно уезжать. Однако через наш проект они смогли по-новому взглянуть на свой город. Увидеть, что он на самом деле развивается и его есть, за что любить. Понять, что старые дома могут олицетворять собой не только деградацию и умирание, но и продолжение жизни. От нас они вышли с совершенно другим отношением к Зарайску». Кто знает — может быть, через десяток лет один из этих школьников, даже если добьется успеха в соседнем мегаполисе, вернется однажды на историческую родину, разыщет старый дом, с которым связаны воспоминания детства, и сделает так, чтобы этот дом жил дальше и продолжал приносить людям радость. Воспитывать новое поколение тех, кто ценит историю и старину, нужно уже сейчас.

Татьяна Минаева

Руководитель проектов ООО «Даль»

Офис бюро «Крупный план», KPLN © KPLN

Аргумент № 10: все вышесказанное сразу

В отношениях с наследием так всегда: рано или поздно срабатывает кумулятивный эффект. Наступление которого компенсирует все затраты и придает добавленную стоимость не только отдельно взятому проекту, но и качеству жизни его отдельно взятого автора и инициатора. 

«Приятно превращать пустующее здание в нечто ценное, возвращая ему первоначальный облик и замысел архитектора. Четыре года назад мы приобрели на Новоалексеевской улице, 16, строение 13, заброшенный старинный особняк с богатой историей. Построенный в 1892 году, он был создан по проекту Максима Карловича Геппенера совместно с инженерами Николаем Зиминым и Константином Дункером. Сегодня наша главная переговорная носит гордое название — «Геппенер».

Этот архитектурный ансамбль, созданный для Алексеевской насосной станции, сочетает инженерную функциональность и эстетическую утонченность. Однако в советские годы здание сильно пострадало: его архитектурные особенности были скрыты, а фасады — искажены. Кирпичная кладка утратила свои оригинальные детали, а уникальная вентиляционная система, разработанная еще в XIX веке, оказалась заваленной мусором и частично разрушенной. 

Мы подошли к восстановлению здания как к археологическому исследованию: открывали, изучали, сохраняли. Так, например, под слоями линолеума, ДВП и даже мазута мы нашли исторический паркет. Его состояние оказалось удивительно хорошим — в каком-то смысле, линолеум даже защитил дерево. Этот случай научил нас относиться к реставрации философски: каждый слой истории может играть свою роль. 

Реставрация требовала значительных ресурсов — и времени, которого у нас катастрофически не хватало. Когда сменился собственник нашего предыдущего офиса, мы были вынуждены за три месяца переехать в новый дом. В реальности уложиться в сроки не удалось: въезжали, когда в подвале полов еще не было, а ремонт кипел прямо посреди рабочих будней. Это было нелегко, но наша команда справилась!  

Мы уверены, что восстановление исторических зданий — важная задача. Это не только возвращение архитектурной ценности, но и способ сохранить дух города, создать локальную идентичность. Алексеевский район сегодня становится местом, где история гармонично соседствует с современностью. Для нас этот особняк — не просто офис, но и символ бережного отношения к прошлому. 

Кроме того, этот проект оказался и коммерчески выгодным: особняк был приобретен в кредит почти за сто миллионов, а ежемесячные выплаты сопоставимы с арендой здания такого же уровня. За четыре года кредит был полностью погашен. Хотя точных подсчетов вложений в ремонт мы не вели, по нашим оценкам, они составили около тридцати миллионов. Сейчас мы продолжаем работу: приспосабливаем чердак для расширения пространства и планируем восстановить утраченную в начале XX века деревянную террасу.

Этот проект вдохновляет нас каждый день: он показывает, что даже у заброшенных зданий есть шанс на новую жизнь — красивую, ценную и долгую».

Сергей Никешкин

Сооснователь бюро «Крупный план», владелец кирпичного особняка на Алексеевской

Мы рекомендуем
ОКН (Объекты культурного наследия)
ОКН (Объекты культурного наследия)
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей